Люди не могут жить вне общества, это относится и ко взрослым и к детям. В процессе общения неизбежно возникают конфликты интересов и в детском саду и в школе. Причины возникновения ссор разнообразны, часто решить проблему без вмешательства взрослых не получается. Советы психологов помогут понять, как научить защищаться от нападок сверстников, отстаивать свое мнение, завязывать новые знакомства и поддерживать уже сложившиеся отношения в компании.
В психологии есть достаточно интересные и действенные способы разрешения конфликтов, так что стоит с ними познакомить ребенка и пользоваться ими на практике.
- Детские конфликты или буллинг?
- Детские конфликты
- Малыши и дошкольники
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Причины, по которым ребёнок не может противостоять в ссоре
- Особенности характера
- Семейная обстановка
- Неверные родительские установки
- Какую помощь могут оказать родители ребёнку?
- Пути решения конфликтных ситуаций
- Способы научить ребёнка давать отпор обидчикам
- Как быть и что делать родителям в случае детского конфликта?
- Рекомендации психологов родителям и детям
- Часто задаваемые вопросы
Детские конфликты или буллинг?
В клубке отношений со сверстниками часто разгораются и гаснут конфликты, это естественно. Но встречается и более жесткая форма — целенаправленная травля. Отличить эти явления довольно просто. Конфликт — явление одномоментное. Он может быть достаточно острым, но иметь все признаки развития: основание, участников, процесс выяснения отношений и завершение.
Буллинг — это беспричинное преследование конкретного человека с целью причинить боль, унизить, подорвать авторитет среди сверстников. Явление безжалостное, может нанести серьезный вред психике. При этом те, кто пытаются заступиться за жертву, тоже часто попадают в категорию отверженных. Ребенок может скрывать травлю от родных, если его запугали или в семье нет доверительных отношений. В этом случае наблюдается отказ от посещения занятий, прогулы, а в сложных случаях, и трагический исход.
Чтобы не допустить подобное, нужно четко представлять отличие конфликта от травли и вовремя принимать адекватные меры, чтобы уберечь ребенка от такого развития ситуации, научив его противостоять давлению, решать конфликтные ситуации без применения силы. Когда не удается наладить отношения со сверстниками в конкретном учебном заведении или во дворе, то придется принимать решительные меры вплоть до перевода в другую школу или переезда.
Детские конфликты
Если говорить об официально принятом понятии, то конфликты — это столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, отсутствие согласия по конкретному вопросу или ситуации. При этом оно связано с отрицательными эмоциональными переживаниями. Например, спор о том, кто будет водить при игре в прятки или кому первому играть с новой игрушкой в группе детского сада. Погасить конфликт самостоятельно дети часто не могут и нужна помощь взрослых. В каждом возрасте есть свои особенности течения спорных ситуаций.
Малыши и дошкольники
Основными движущими чувствами становится ревность, завить и обида. Это проявляется в соперничестве за внимание взрослого человека и в процессе игры, когда не удается поделить предмет интереса. Первые конфликты возникают при вхождении ребенка в общество. Это происходит в 3-4 года. Причина в незнании законов общения, отсутствии навыков взаимодействия.
В этом возрасте ребенок очень быстро учится находить общий язык со сверстниками, играть вместе, делиться игрушками. Но при возникновении конфликта чаще всего решает его силовым путем с применением того, что попалось под руку. Задача взрослых — предотвратить ссору и научить договариваться без агрессии.
В 5-6 лет начинается осознание себя как личности в социуме и поиск своего места в коллективе. Это и становится основной причиной конфликта. В этом возрасте уже возможен буллинг, потому ребенок должен быть морально готов к тому, чтобы дать отпор обидчику при первых признаках травли. Обычно этого достаточно, чтобы агрессоры начали искать другой, более покладистый и беззащитный объект.
Младший школьный возраст
В этот период повышенного внимания удостаиваются те, кто не похож на других. Их начинают дразнить, придумывать обидные прозвища, что и становится причиной конфликтов. В этот период у младших школьников определяются основы нравственности, формируется представление о социальных установках и нормах и от того, насколько он сможет совладать с эмоциями и приобрести навыки выхода из конфликтных ситуаций, зависит его дальнейшая жизнь в социуме.
Очень важно заложить понятие ценность личности, жизни и здоровья другого человека, а также научить, как постоять за себя без применения агрессивных методов.
Подростковый возраст
Самый сложный период, в котором процветает максимализм и резкое неприятие тех, кто отличается в поведении, внешности, стиле жизни. Конфликты решаются через унижение соперника, часто с применением физической силы. Происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Остановить подобные конфликты сложно, договориться с подростком еще труднее, но это необходимо не только для того, чтобы не потерять контроль над ситуацией, но и с целью помочь разобраться в случившемся и найти способы не допускать подобного в дальнейшем.
Самое страшное, что может произойти в этот момент — превращение в беспомощную жертву издевательства сверстников. Это станет причиной психологической травмы либо пробудит мощную внешнюю агрессию, когда конфликт перейдет в трагедию.
Причины, по которым ребёнок не может противостоять в ссоре
Взрослые не всегда могут быть рядом и постепенно необходимо учить с детских лет способам самообороны в конфликтных ситуациях. Но есть дети, которые покорно соглашаются со всем происходящим, не могут противостоять при моральной или физической агрессии сверстников. Причины:
- неуверенность в себе;
- низкая самооценка;
- неправильные установки;
- особенности характера;
- неблагополучная обстановка в семье, где подавляется воля и инициативность;
- пример родителей.
Когда ребенок знает все способы решения конфликтов, но в критической ситуации теряется и не может дать отпор обидчикам, стоит уделить этому вопросу повышенное внимание и перейти от теории к практике. В этом помогут проигрывание ситуаций, личный пример, а если они не дают результата, то стоит обратиться к детскому психологу. Желательно перед этим проанализировать возможные предпосылки такого поведения.
Особенности характера
Если дети стеснительные, замкнутые, ранимые, им трудно свыкнуться с мыслью о насилии. Они не переносят резких звуков, тяжело знакомятся с новыми людьми, неуверенно себя чувствуют в незнакомой компании, не стремятся сразу подходить к другим на прогулке. Они изначально будут пытаться избежать конфликтной ситуации, что другими часто воспринимается как слабость.
Семейная обстановка
В первые годы жизни ребенок подражает взрослым, чтобы усвоить нормы и правила поведения. Но если в семье психологически неблагоприятная обстановка, часто возникают ссоры, разговоры ведутся на повышенных тонах или мужчина с позиции силы унижает остальных членов семьи, то у детей формируется позиция жертвы. Она предполагает непротивление агрессии, вызывает желание спрятаться и переждать, что в общении со сверстниками является сигналом к началу травли, как слабого.
В этом случае предстоит огромная психологическая работа по смене внутренних установок, восстановлению чувства собственного достоинства и повышения самооценки. Без помощи квалифицированного психолога, скорее всего, не обойтись.
Неверные родительские установки
Всем хочется жить в идеальном мире, где нет насилия и обид. Но в реальности «добро должно быть с кулаками», иначе в некоторых ситуациях просто невозможно выжить и сохранить то, что представляет для человека ценность в моральном плане. Именно поэтому говорить ребенку о том, что «дерутся только плохие», по крайней мере, недальновидно, а точнее — вредно. Необходимо разграничить в сознании детей агрессию и самооборону.
В случае, когда можно решить конфликт мирным путем, нужно приложить все дипломатические способности к этому. Но если идет прямая угроза здоровью или постоянный прессинг, то придется драться, чтобы доказать, что ничуть не слабее, по крайней мере, духом. Это станет меньшим злом, потому что один решительный поступок, вполне возможно, прекратит травлю на первом этапе. Еще один просчет — запрет жаловаться взрослым. В некоторых ситуациях это единственный способ нормализовать отношения в детском коллективе.
Какую помощь могут оказать родители ребёнку?
Если возникают конфликтные ситуации и ребенок с ними не справляется, нельзя стоять в стороне. Это не значит, что надо «бросаться в бой» с детской лопаткой наперевес, если любимое чадо обидели в песочнице. Требуется помощь совсем иного рода.
- В любом случае ребенок должен знать, что родители на его стороне. Криком и наказаниями добиться чего-то невозможно. Все обстоятельства конфликта выясняются спокойно, в режиме диалога.
- Необходимо объяснить ребенку, что свои интересы тоже нужно уметь отстаивать и показать это на практике, например, в сюжетной игре.
- Малыши еще не способны постоять за себя, поэтому надо взять ситуацию под контроль в детском саду или на игровой площадке, но постепенно давать ребенку все больше самостоятельности в этом вопросе, аккуратно направляя его действия, не опускаясь при этом до скандала или оскорблений в адрес других взрослых.
- Совместно выработать алгоритм действий при конфликте, а также найти фразы, которые могут остановить обидчика.
- Нужно объяснить, что в случае физических действий со стороны обидчика не надо бояться дать сдачи, если другие методы не действуют.
Если решать любой конфликт за ребёнка, он так и останется робким, боязливым и неподготовленным к взрослой жизни. Необходимо дать ему самому умения и навыки действий в подобных условиях.
Рекомендации психологов помогут найти наиболее удобную форму взаимодействия с ребенком. Главное, не оставлять его наедине с проблемой, но и не пытаться делать все за него.
Пути решения конфликтных ситуаций
При появлении разногласий почти всегда удается найти компромисс и сделать это мирным путем. Стоит познакомить ребенка с наиболее действенными методами, предложив ему 6 путей выхода из конфликтных ситуаций.
- Соперничество. Применимо, если вопрос принципиальный и конфликт происходит в экстренной ситуации. Показав свое упорство и настойчивость, можно устранить спорную ситуацию, поскольку другой человек почувствует решительность в отстаивании своих интересов.
- Избегание — это отказ от прямой конфронтации. Таким образом удается избежать накала страстей, сохранив мирные отношения с оппонентом. Способ работает, если одна из сторон признала свою неправоту ли не хочется ссориться насовсем, без возможности примирения.
- Приспособление выражается в отступлении от претензий по непринципиальному вопросу. Такое поведение позволяет сохранить хорошие отношения и надеяться на компромисс в дальнейшем.
- Сотрудничество — самый сложный и выгодный вариант. Ни одна сторона не отказывается от претензий, но ищутся точки взаимодействия, например, договариваются играть с машинками, но не на дороге, а в тени дерева.
- Компромисс. Находятся возможности для взаимных уступок. Например, устанавливается очередность пользования мячом или подбирается вид совместной игры.
- Игнорирование. Наиболее востребовано у детей старшего школьного возраста. Смысл в том, чтобы не реагировать на обидчика, переводя хамский выпад в констатацию факта. Например, на фразу о том, что разложил учебники, как барин, стоит ответить, что да, сделал так, как мне удобно, потому что это моя парта.
Чтобы погасить конфликт, иногда достаточно ответить обидчику спокойным тоном и емким предложением.
Способы научить ребёнка давать отпор обидчикам
Родители должны объяснить, как важно правильно формировать собственное поведение, быть уверенным в себе и своих силах, при этом адекватно оценивать свои возможности, чтобы не провоцировать развитие конфликта. Также не рекомендуется полагаться на эмоции, они могут значительно ухудшить ситуацию. Холодный расчет и правильное понимание спора – лучший вариант для начала поиска выхода из конфликта.
Чтобы научить правильно реагировать ребенка на оскорбления, обидные прозвища, желательно проиграть ситуацию несколько раз, подобрав разные алгоритмы поведения и подготовить ответы, которыми можно нейтрализовать агрессора.
Это особенно востребовано для робких детей, которые теряются в экстренных ситуациях. Они должны привыкнуть к определенному стилю поведения и реагировать уже автоматически, чтобы эмоции не мешали действиям. Основные приемы погашения конфликта:
- спокойный тон;
- отсутствие реакции на провокации;
- просьба четко и ясно сформулировать свою позицию;
- не переходить на личности;
- игнорировать обидчика;
- демонстрировать спокойное, уверенное поведение и готовность к самообороне.
Часто в начале конфликта этого достаточно, чтобы он не перерос в полноценную ссору.
Как быть и что делать родителям в случае детского конфликта?
Если ребенок попал в сложную ситуацию, то первая реакция взрослых — защитить свое чадо и наказать обидчика. Вполне объяснимо, но неконструктивно. Это первое, чего делать не стоит, если есть стремление вырастить самостоятельную самодостаточную личность. Лучше помочь понять причины возникновения разногласий и постараться найти пути мирного разрешения ситуации. При подборе аргументов и методов обязательно нужно учитывать возраст участников конфликта.
В раннем возрасте дети еще не умеют разбираться в ситуации самостоятельно, они предпочитают сразу действовать силой. Родители всегда должны быть на страже интересов ребенка, показывая на собственном примере, как решить вопрос без насилия.
В дошкольном и школьном возрасте у детей уже гораздо больше выдержки, они постепенно учатся разрешать напряженные ситуации самостоятельно, поэтому здесь более уместно помочь советом, вмешиваясь только в экстренных ситуациях.
В подростковом возрасте помощь часто отвергается, но можно ее не предлагать открыто, а поговорить на тему, выбрав удобный момент. И не игнорировать прямую просьбу, если подросток не справляется самостоятельно.
Рекомендации психологов родителям и детям
Чтобы ребёнок рос сильным и уверенным, а также способным правильно повести себя в конфликтной ситуации, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов, которые советуют научить:
- признавать свои ошибки и нести за них ответственность;
- сначала применять дипломатические возможности, разговаривая спокойным тоном и объясняя свои действия;
- уметь говорить » нет»;
- игнорировать насмешки и прозвища;
- не стесняться просить о помощи у родителей;
- привить любовь к спорту, который поможет развить терпение, выносливость, силу воли и уверенность в себе;
- располагать к себе других людей и находить с ними темы для разговора;
- справляться с отрицательными эмоциями;
- делиться своими желаниями, событиями и переживаниями с родителями;
- чувствовать себя уверенно и спокойно реагировать в экстренной ситуации.
Эти 10 советов позволят ребенку почувствовать свои внутренние силы, обрести уверенность и успешно противостоять нападкам сверстников, не переводя ситуацию в конфликт либо разрешать его с выгодой для себя.
Часто задаваемые вопросы
Родители не птицы, закрыть крыльями в сложной ситуации не смогут. Значит, нужно учить ребенка правилам жизни в социуме и дать ему инструменты для самозащиты. Многие вопросы на самом деле являются спорными. Но по большинству из них у адекватных взрослых людей мнения сходятся.
Стоит ли учить ребёнка драться?
Как быть если мой ребёнок бьет других детей?
Как бороться с эгоизмом у ребёнка?
Детские конфликты неизбежны, но не обязательно драться, чтобы доказать свою правоту. Достаточно быть сильным и уверенным в себе человеком, знать основы мирного урегулирования споров, демонстрировать способность отстоять собственное мнение и не идти на поводу у обидчиков.