Буллинг или травля ребенка в школе. Как противостоять обидчикам?

Детская психология

Не знаете, что делать, если одноклассники обижают вашего ребенка в школе? Мы поможем. В первую очередь попробуйте разобраться в причинах. Не нужно проявлять агрессию и бежать разбираться с виновниками: нередко виноватой является «жертва». Но это не всегда так. Если ребенка травят в школе, если он подвергается издевательствам и психологическому давлению, родители должны сначала пообщаться с ним. Только после этого можно приступать к решению проблемы.

В материале публикации представлены советы и рекомендации для педагогов и родителей в части работы с буллингом и в части его предупреждения, описана его психология.

Что такое буллинг?

Буллинг – это одно из распространенных сегодня явлений, которое сводится к физическому, эмоциональному, то есть моральному видам насилия, к издевательствам над определенным человеком со стороны другого (давление) или со стороны группы людей (давление группы). Нередко психологи называют буллинг травлей, указывают на связь явления с запугиванием и другими негативными аспектами.

Что такое буллинг

Буллинг также выражается в том, что жертву морально унижает один человек или несколько. В любом из случаев это может приводить к неблагоприятным последствиям для объекта насмешек, обсуждений и травли от катастрофического снижения самооценки до возникновения суицидальных мыслей. Однако последствия ждут и другие стороны явления.

Стоит понимать, что буллинг может быть не только психологическим, но и физическим. Есть и другие виды травли. Подробно они рассмотрены в следующем разделе.

Виды буллинга

Психологи и социологи обычно выделяют несколько видов буллинга. Их 4. Это:

  1. Физический буллинг — он может находить выражение в пинках, побоях, плевках, порче личных вещей жертвы и не только. Говоря исключительно о школьном буллинге, стоит подчеркнуть, что от него страдают чаще всего дети в средней школе (с пятого по девятый классы). Позже физический буллинг как самостоятельное явление или исчезает, или перерастает в другие формы, однако они могут проявляться параллельно.
  2. Вербальный буллинг — он выражается в том, что жертва сталкивается с угрозами, насмешками, моральным унижением, манипуляциями, например, требованиями под угрозой расправы отдать деньги на обед или карманные расходы (выделяют такой подвид, как экономический буллинг, но обособленно его рассматривать мы не будем ввиду нецелесообразности). Такой вид буллинга часто встречается среди подростков в колледжах, в школах (с десятого по одиннадцатый классы). Также явление отмечается в кругах студенческой молодежи, чуть реже обнаруживается во взрослых коллективах (например, на работе, когда жертва подвергается вербальному буллингу со стороны коллег).
  3. Социально-психологический буллинг — это в общем случае сплетни, бойкоты, намеренное игнорирование жертвы и не только. Последствия социально-психологического буллинга для нее могут быть куда более плачевными, чем последствия прочих форм травли.
  4. Интернет-буллинг — это травля в интернете. Она может быть нацелена не только на жертву напрямую, но и быть связанной с распространением о ней слухов, ложных данных, взломом аккаунтов в социальных сетях. Психологи относят к виртуальному буллингу также такие проявления поведения агрессоров, как распространение личной информации, фотографий.
Вспомните себя. Сталкивались ли Вы с буллингом в школьные годы?
Да, так как задирались, иногда обзывали, обижали в школе, но я был(-а) смелым ребёнком и сразу давал(-а) отпор обидчикам
40%
Нет. То ли время было другое, то ли воспитание или окружение…
30%
Да, но я не мог(-ла) постаять за себя, не мог(-ла) дать сдачи, так как был(-а) робким и зажатым ребёнком
30%
Проголосовало: 10

Школьный буллинг

Современный буллинг в школе имеет ужасающие масштабы, травле, согласно статистике и разным оценкам, подвергается каждый пятый ребенок. От явления не защищены ни мальчики, ни девочки. Они, будучи жертвами, что уже было отмечено, получают психологические травмы, которые могут вылиться в крайне негативные последствия.

Буллинг в школе среди детей

Проблема школьного буллинга сводится к тому, что дети и подростки нуждаются в социализации, друзьях, поддержке. В случае с теми или иными проявлениями травли они лишаются возможностей адаптироваться в условиях социума, теряют уважение со стороны друзей и товарищей. Нередко под влиянием агрессоров даже самые преданные друзья той или иной жертвы, опасаясь риска «попасть под удар», отворачиваются от нее.

Не всегда жертвы являются таковыми. Дело в том, что некоторые дети в силу объективных и субъективных причин ведут себя некорректно по отношению к окружающим, что на практике может вылиться в групповое давление на них со стороны сверстников. Именно по этой причине перед тем, как начать поиск виноватых, следует выяснить все, что может помочь разобраться. Мы понимаем беспокойство и другие чувства родителей детей, которые подвергаются буллингу, но призываем всех и каждого действовать взвешенно и рационально.

Причины и мотивы травли

В данном разделе попытаемся разобраться с тем, что заставляет детей быть агрессивными и почему некоторые из них чрезмерно жестоки.

Причины буллинга

В общем случае причины травли можно разбить на несколько групп: это семейные, психологические, социальные и даже педагогические причины.

Рассмотрим их:

  • Педагогические причины — речь не столько именно о педагогах, например, насмешках какого-то учителя по поводу внешнего вида ребенка или его успеваемости, сколько о микроклимате в классе и школе в целом. Однако именно позиция учителя или группы учителей – определяющий положение дел фактор. Например, одна из педагогических причин буллинга – это халатность и безучастность учителя, нежелание его уделять внимание проблеме. Речь о ситуации, когда педагог знает о факте травли, но не делает ничего, чтобы изменить ситуацию;
  • Психологические причины — их принято связывать непосредственно с личностью или жертвы, или агрессора. Часто жертвы – замкнутые в себе люди, стеснительные и неконтактные личности. Часто агрессоры – это дети, сталкивающиеся с проблемами в семье, желающие самоутвердиться в школе. Но эти «часто» не стоит считать правилами. Каждый случай имеет свои особенности;
  • Социальные причины — яркий пример – пропаганда агрессивного поведения. Плохие мысли, плохие новости, которых слишком много, буквально «воспевание» силы, выражающейся в первую очередь в напущенной дерзости и непокорности – эти и другие факторы социального характера могут провоцировать развитие в умах некоторых детей установки, что единственно верный путь в жизни – путь агрессора;
  • Семейные причины — это частный случай семейных и психологических групп причин, буквально их симбиоз, если так можно говорить. Дело в том, что семья – социальный институт, в котором формируется психика ребенка. Если климат в ней неблагополучный, он с большей долей вероятности станет склонным или к агрессии, или к замкнутости и отстраненности.

Мотивы буллинга

Почему одноклассники издеваются?

Любой агрессор, то есть тот, кто инициирует травлю, преследует какие-то цели и руководствуется определенными мотивами. Среди них стоит выделить:

  • Зависть — в таком случае агрессор намеренно провоцирует травлю в отношении жертвы исключительно из чувства зависти — лучше одежда; лучше телефон; полная семья и отец не пьет);
  • Стремление самоутвердиться — самоутверждение посредством буллинга – то, что, как считают агрессоры, позволяет им выглядеть «круто», зарабатывать авторитет и держать одноклассников в страхе. Это и другое повышает самооценку инициатора травли;
  • Желание избавиться от соперника в чем-либо посредством его подавления. Пример – травля красивых девочек некрасивыми.

Особо отметим такой мотив – месть. Акцент на нем мы ставим по одной простой причине: в случае с местью как мотивом бывшая жертва принимает на себя роль агрессора, стремясь всеми доступными силами и средствами «поставить обидчиков на место». Это еще раз подчеркивает важность предварительного разбирательства и необходимость подхода к делу с «холодной» головой.

Кто участвует в буллинге?

Принято выделять 3 стороны, которые принимают участие в процессе буллинга добровольно или же вынужденно.

Подробно участники процесса травли рассмотрены далее. Две стороны мы уже неоднократно упоминали.

Жертва

Это тот, кто подвергается травле. Невозможность противостоять обидчику или их группе, физическая слабость и другие причины приводят к тому, что дети становятся объектами буллинга.

Часто жертвами становятся дети:

  • для которых характерны наивность и замкнутость, скромность, низкая самооценка;
  • с особенностями развития, в том числе выражающимися физически;
  • с лишним весом или чрезмерной худобой;
  • с высокими или низкими достижениями в обучении;
  • являющиеся любимчиками учителей или их детьми;
  • из бедных семей.

Развитие травли на почве приведенных признаков характерно только для школьного буллинга. Взрослые, например, часто инициируют его исключительно из-за личной неприязни.

Бывает ли такое, что Ваш ребёнок плачет втайне от Вас и, заметив, не хочет говорить с Вами об этом?
Иногда случается и да, на контакт совсем не идёт
33.33%
Никогда не замечал(-а) подобного
33.33%
Да, стал(-а) замечать, что плакать мой ребёнок стал чаще и втайне от всех
33.33%
Проголосовало: 9

Агрессор

Нередко агрессоров называют «булли» (от английского bully – задира). Есть и еще один интересный перевод указанного английского слова – бычок. Суть поведения и манеры агрессора он описывает как нельзя лучше.

Агрессорами могут стать дети:

  • чрезмерно тревожные, обладающие не адекватной, а противоречащей действительности самооценкой;
  • из неблагополучных семей (где пьют, дерутся, ругаются родители);
  • из семей с высоким материальным достатком (здесь все зависит от особенностей воспитания, однако часто «золотые дети» являются избалованными и считают, что им все можно, даже травить сверстников).

Наблюдатели

Самая большая категория, точнее группа участников буллинга – это наблюдатели. Часто они пассивны, но иногда выступают в роли зачинщиков. Буквально управляя агрессорами, мотивируя их и внушая мысль о том, что травить кого-то – это весело, они принимают вид безучастной и безразличной стороны.

Есть и другой тип наблюдателей, которые в прямом смысле просто наблюдают и не хотят вмешиваться. Однако под давлением агрессоров любой наблюдатель может начать проявлять признаки агрессора. Их мотив – страх перед возможностью принять роль жертвы из-за отказа в демонстрации агрессивного поведения.

Ваш ребёнок охотно рассказывает Вам о школьной жизни, об отношениях с одноклассниками, успеваемости школе?
Да, с большим удовольствием рассказывает, что у него (неё) произошло за день в школе
12.5%
Мой ребёнок совсем скрытный, не любит делиться подробностями
62.5%
Я думаю, что иногда что – то происходит в школе. Потому - что бывает, возвращается без настроения со школы, и в этот момент я не могу его разговорить
25%
Проголосовало: 8

Есть более точная классификация, которая делит всех наблюдателей на 3 группы:

  1. Активные наблюдатели — они поддерживают агрессора и часто являются зачинщиками.
  2. Пассивные наблюдатели — им может нравиться или не нравиться то, что кто-то подвергся агрессии, но они ничего не будут делать.
  3. Защитники — это наиболее малочисленная группа наблюдателей. Их можно и даже нужно считать активными, но активность выражается при этом в стремлении защитить жертву, оградить ее от агрессора или группы агрессоров.

Последствия школьного буллинга

Чем опасен буллинг для жертвы?

Обращаться к статистике нет смысла, потому как статистическая база недостаточна. Внимание буллингу как таковому исследователи и ученые начали уделять относительно недавно, когда его масштабы превысили все адекватные действительности рамки. Более надежной базой для анализа последствий представляется практика психологов.

Психологи отмечают, что буллинг в любом из случаев порождает стресс, у жертв начинает страдать психика. У них могут возникать мысли о необходимости совершить суицид, в котором они видят единственный выход.

У агрессоров может формироваться негативная установка, из-за которой они начинают считать отклоняющееся от норм поведение и издевательства единственно верными и правильными ориентирами для жизни. Именно агрессоры с подобной установкой нередко становятся преступниками.

Наблюдатели же могут становиться пассивными, они начинают считать, что активная гражданская позиция – это скорее зло, чем добродетель. Они, становясь взрослыми, сохраняют пассивность во всем, что касается насилия над окружающими и просто случайными людьми.

Бывает ли такое, что Вы спрашиваете своего ребёнка: «на что ты потратил карманные деньги?» и он не может Вам точно ответить?
Нет. Всегда есть чёткий ответ на этот вопрос
25%
В последнее время стал(-а) наблюдать, что действительно я не слышу от него точного ответа
75%
Проголосовало: 8

Таким образом, можно говорить о том, что они одна из сторон буллинга не может рассчитывать на то, что ее не коснуться последствия. Как явление травля опасна для всех субъектов процесса.

Особо отметим последствия школьного буллинга для жертв. Они могут демонстрировать 3 наиболее распространенных модели поведения:

  1. Обращение в бегство — речь не о прямом значении слова «бежать», но и о переносном. Под побегом в данном контексте следует понимать любое действие, направленное на то, чтобы избежать травли.
  2. Вступление в бой — часто дети, которые подвергаются буллингу в школе, при этом дают отпор, со временем утрачивают роль жертв. Ни один агрессор не может принять факт сопротивления, при условии собственной моральной или физической слабости он скорее отступит, чем продолжит травлю.
  3. Притворство — речь, например, о напускной слабости и попытке тем самым надавить на жалость. Это самая опасная модель поведения, потому как в некоторых ситуациях она приводит организм в состояние своего рода стагнации. Вследствие этого состояния блокируются процессы пищеварения, повышается частота сердцебиения, способность мыслить трезво отключается, также страдает иммунитет. Даже если периоды притворства в форме напущенной слабости проявляются редко, но регулярно, это может по мере повышения количества соответствующих актов привести к непоправимым физиологическим последствиям.

Каких детей обижают чаще всего?

От буллинга не застрахован ни один ребенок. Страдать могут не только ранимые, но и морально сильные дети. Не имеет значения, каковы мотивы и причины поведения агрессора: насилие в семье, неудовлетворенность жизнью, провокации или что-то еще. Важно осознавать другое: стать жертвой в результате стечения обстоятельств может даже бывший обидчик.

Часто сталкиваются с травлей дети:

  • с низкой самооценкой. Это уже было отмечено. Низкая самооценка ребенка делает его закрытым, ранимым, «стоящим особняком». Это нередко склоняет сверстников к проявлению агрессии в его сторону;
  • которые не способны постоять за себя;
  • с физическими особенностями.

Больше полезной информации о том, каких детей обижают чаще всего, вы можете найти в разделе статьи под названием «Жертва».

Признаки того, что ребенка обижают в школе

Есть несколько очевидных и неочевидных признаков того, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию со стороны сверстников в школе. Рассмотрим распространенные:

  • Резкое изменение поведения, ухудшение морального состояния. Если ребенок всегда был дружелюбным, веселым и жизнерадостным, без объективных причин утратил эти качества и стал слишком грустным, значит стоит насторожиться. Поспешных выводов делать не стоит: сначала попробуйте пообщаться с ребенком. Следует учитывать и то, когда состояние и поведение меняются: если в школу он идет радостным и веселым, а возвращается выжатым и подавленным, значит почти точно что-то не так. Вероятно, он начинает впервые подвергаться буллингу;
  • Нежелание посещать школу. Если ребенок не хочет идти в школу и при попытке узнать, почему именно, «включает» замкнутость, можно говорить, что одна из причин нежелания – буллинг. Дело в том, что в таком случае сама мысль о посещении школы вводит ребенка в состояние стресса. Как и в первом случае, что нужно понимать, торопиться с выводами не стоит. Первым делом – беседа с ребенком. Иногда можно попробовать пообщаться с преподавателями: некоторые дети не рассказывают родителям о том, что слишком сильно тревожит их;
  • Синяки, травмы. Это явный признак того, что ребенок подвергается физическому буллингу. Однако и здесь все неоднозначно: синяки могут быть следствием, например, неосторожного обращения со снарядами на физкультуре, а травмы возникать по причине гиперактивности и неосторожности на переменах, по пути домой или в саму школу.

Иногда ребенку может потребоваться помощь психолога. Если есть подозрения на то, что он что-то скрывает, если кажется, что в школе сверстники проявляют в его отношении агрессию, а беседы и разговоры ни к чему не приводят, следует записаться на консультацию. Мы не рекомендуем вам делать поспешные выводы или давить на детей: если они о чем-то молчат, значит не готовы раскрыться. Только детский психолог сможет облегчить вставшую перед вами задачу.

Как бороться с буллингом в школе?

Как противостоять травле в школе?

Универсальных алгоритмов действий нет ни для детей, ни для родителей, но некоторые конкретные действия позволят обеспечить эффективность борьбы с травлей при условии их выполнения.

Что делать ребенку?

Вот, что важно делать ребенку, подвергающемуся нападкам со стороны одноклассников:

  • не боятся давать отпор. Да, это не всегда возможно, что может быть обусловлено физическими и психическими особенностями. Но попытаться ребенок должен. Это не призыв учить детей вести себя так, как ведут себя агрессоры, но показать им способы самозащиты – обязанность любого родителя;
  • в случае невозможности дать отпор рассказать взрослому о случившемся. Чем раньше ребенок сделает это, тем скорее вам удастся привлечь внимание педагогов и администрации к проблеме, а также внимание родителей обидчиков. В результате коллективной работы и влияния на агрессоров со стороны взрослых проблему удастся преодолеть.

Уже было отмечено, что в ряду ситуаций ребенку потребуется помощь психолога. Он научит его не считать себя виновным, не боятся и быть собой даже тогда, когда большинство настроено негативно. Работа с детским психологом может стать для ребенка в сложных ситуациях палочкой-выручалочкой.

Наблюдаете ли Вы, что Ваш ребёнок может созвониться с одноклассниками, погулять и можете ли Вы точно сказать, что у Вашего ребёнка есть школьные товарищи?
Определённо нет! Мой ребёнок совсем замкнутый и необщительный
12.5%
С уверенностью могу сказать, что у моего ребёнка есть друзья со школы
12.5%
Есть только несколько (или один) товарищей с кем общается, созванивается мой ребёнок
75%
Проголосовало: 8

Что делать родителям?

Психологи отмечают, что главная задача родителей – снять с ребенка чувство вины. Проблема в том, что некоторые дети чувствуют себя виноватыми за то, что над ними издеваются. Они начинают думать, что «не такие», что не слишком красивые, умные и не только. Помочь ребенку, сталкивающемуся с травлей в школе – значит поддержать его и показать, что он не хуже других.

Родители должны:

  • следить за состоянием и настроением детей, отмечать аномалии;
  • в случае подозрений на буллинг склонять их к открытому диалогу;
  • не жалеть времени и средств на услуги детского психолога;
  • общаться с педагогами и администрацией школы, с другими родителями;
  • не делать поспешные выводы;
  • не заниматься самоуправством.

Ребенка обижают в школе: советы психологов

Как противостоять травле над ребенком?

Представленные далее советы в первую очередь будут ценными для родителей.

  1. Объясните и покажите ребенку, что насилие является не только неприемлемым, но и наказуемым деянием вне зависимости от его проявлений. Расскажите ему, что любая проблема может быть решена иными способами.
  2. Не пытайтесь «замять» проблему, давайте ребенку стимулы к открытому общению. Объясните ему, что справиться можно с любой проблемой, что вместе вы сможете добиться лучших результатов.
  3. Объясните ребенку, что он не должен винить себя в чем-то. Покажите, что любите его вопреки всему.
  4. Не ругайте ребенка и не говорите ему о слабохарактерности.

Также следует:

  1. Научить ребенка отражать нападения и защищаться. Сделать это можно на примере какой-то конкретной ситуации, проработав ее.
  2. Объяснить, что издевательства нельзя терпеть. Даже если сил справиться с проблемами самостоятельно нет, ребенок всегда может преодолеть их с помощью взрослых.

Профилактика насилия в школе

Профилактикой в контексте предупреждения школьного буллинга стоит считать коллективную работу педагогического состава, родителей детей и школьников.

Далее приведены напутствия ключевым педагогам, родителям и детям.

Напутствие учителям

Если вы – учитель, то вы просто не имеет права закрывать глаза на акты буллинга. Если вы знаете, что кто-то из ваших учеников, за которых вы несете ответственность в стенах школы, подвергается травле, ничего при этом не делаете, значит вы – плохой учитель. Вы не просто преподаете математику или русский язык, ведете другой предмет. Вы учите детей жить. Сделайте все, чтобы каждый из ваших учеников запомнил вас как мудрого, опытного и способного на все ради справедливости человека.

Не любите одних учеников больше других. Не покрывайте злодеяния. Защищайте слабых. Продвигайте и популяризуйте принципы справедливости и равенства. Тогда в глазах детей и их родителей вы станете образцом для подражания, а не просто «математичкой», «биологичкой» или «классухой».

Наблюдаете ли Вы жестокость своего ребёнка? (к животным, к другим детям)
К сожалению, да и я не понимаю, почему так
25%
Нет. Мой ребёнок бережно обращается с животными и с другими детьми
50%
Сложно сказать. Изредка случаются ситуации, где мой ребёнок проявляет жестокость
25%
Проголосовало: 8

Напутствие родителям

Воспитывайте детей правильно. Именно вы отвечаете за то, кем они станут. И речь не о профессиях или званиях, а о человечности. Если не вы, то больше никто и никаким образом не сможет сделать из вашего ребенка человека. На вас лежит огромная ответственность: вы должны показать детям, что насилие – это зло, что человечность выше всяких предрассудков и порывов ярости.

Любите своих детей, давайте им все необходимое для здорового морального развития. Тогда они не станут ни жертвами, ни агрессорами, ни наблюдателями. Они избавятся от негативных установок. Только посредством ответственного воспитания и любви вы сможете внести серьезный вклад в дело борьбы с буллингом.

Напутствие детям

Мир – это море возможностей. Каждый новый день может становиться открытием. И только от вас зависит, как пройдет ваша жизнь. В ней будет место и хорошему, и плохому. К несчастью, мир полнится и тем, и другим. Но ни в коем случае не теряйте надежды, стойкости и смелости, не давайте никому и ничему сломить ваш внутренний стержень.

Если вы видите, что обижают слабых, заступитесь. Если вы видите, что кого-то склоняют к плохому поступку против его воли, скажите, что делать этого не нужно. Если вы подвергаетесь насилию и ничего не можете с этим поделать, привлеките к проблеме внимание взрослых. Нет нерешаемых задач. Каждое ваше движение в направлении борьбы с буллингом – это вклад в большое и значимое дело.

Прочитав статью, Вы поговорите и объясните своему ребенку, что такое буллинг и как нужно действовать?
Обязательно. Ведь это очень важно, чтобы ребёнок рос без каких – либо травм
37.5%
Не вижу в этом смысла. Пусть растёт, справляется и решает свои проблемы сам(-а)
25%
В нашей семье проводятся периодически профилактические беседы, поэтому мой ребёнок знает, что такое буллинг
37.5%
Проголосовало: 8

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на распространенные вопросы, связанные с темой буллинга и с некоторыми смежными темами.

Что делать, если учитель придирается к ребенку?

Кто несет ответственность за буллинг?

Почему моего ребенка обижают в школе?

Что такое скулшутинг?

Что будет за буллинг в школе?

Что такое кибербуллинг?

Как бороться с кибербуллингом?

В серьезных случаях рекомендуется обращаться за помощью к правоохранителям. Сейчас с хулиганством в сети все очень строго, поэтому в случае, когда агрессор переходит все рамки, следует показать ему, что управа найдется на всех.

Оцените статью
LifeLogy.ru - сайт о психологии
Добавить комментарий