Интеллект: виды, уровни, способы определения и развития

Психология личности

Интеллект в психологии и не только рассматривается в качестве комплекса способностей умственного и психического характера. В общем случае его определение следующее: это ум, качестве психики, выражающееся в способностях к познанию, к осознанию чего-либо, к обучению, запоминанию. Функции интеллекта основаны на опыте и его качестве. Интеллектуальный человек – такой, которые способен понимать, применять не только стандартные, но и нестандартные идеи. Он может использовать знания для управления окружающим миром.

Больше о том, что собой представляет ум, вы сможете узнать из статьи. Также мы показываем методы развития и даем ответ на вопрос, как определить собственный IQ (коэффициент интеллекта).

Что такое интеллект?

Что такое интеллект?

Была показана связь интеллекта и ума. Если говорить обобщенно, можно отметить, что интеллект — это своего рода тождество уму. Это в первую очередь умственная способность. От качества ее развития зависит ряд способностей личности. Речь о способностях решать сложные и нестандартные задачи, обучаться новому без проблем и особых усилий. От значения IQ зависят такие условные сферы, как понимание вещей и мира, как познание окружающего, внешнего как сложного комплекса объектов, предметов, людей, событий и не только.

Выделяется множество видов интеллекта. Однако примечательным стоит считать психологический подход, в рамках которого существенными видами считаются такие: эмоциональный; социальный интеллект. Информация о них представлена в статье.

Чтобы подобраться ближе к пониманию сути анализируемого понятия как такового, следует разобраться с историческими вехами его становления, с тем, как к его определению подходили разные ученые и исследователи.

Как вы считаете, показанное тождество (интеллектуально-умственное) является справедливым? Может, не следует смешивать определения?
Я считаю, что оба понятия говорят об одном и том же.
33.33%
Мне кажется, что понятия нужно употреблять обособленно.
16.67%
Не могу сказать. Хочу сначала разобраться с темой.
50%
Проголосовало: 6

История изучения: основные и важные точки зрения

История изучения интеллекта

Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.

Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.

В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.

Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.

С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.

Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:

  • Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
  • Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
  • Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.

Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.

Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.

Заслуживает ли тема, по вашему мнению, пристального внимания?
Да! Столько всего неизведанного... И сфера интеллекта – часть этого неизведанного.
71.43%
Нет. Есть куда более важные и насущные проблемы. Сначала нужно разобраться с ними.
14.29%
Не могу сказать. Не осознаю важности таких исследований.
14.29%
Проголосовало: 7

Основные функции интеллекта

Функции интеллекта

Выделим 4 основные функции и привяжем их к реальным примерам из жизни. Это нужно для упрощения понимания сути и содержания отдельных функций. Вот они:

  1. Содействие занятию определенных положений в разных общностях, а также принятию ролей и статусов. Без развитого интеллекта ни один человек не может адекватно действительности принимать на себя те или иные обязанности. Пример – принятие мужчиной роли отца после рождения ребенка. Если IQ недостаточно высок, сопутствующие отцовству задачи будут решаться неудовлетворительно.
  2. Получение знаний, освоение навыков, развитие. Здесь все точно так, как и в случае с первым пунктом. Покажем все на примере: интеллектуально развитый человек способен обучаться, может самостоятельно искать информацию, обрабатывать и систематизировать ее. Все иначе, если дело касается людей со слабым умом.
  3. Проявление талантов и реализация потенциала. От качества умственных способностей зависит то, насколько полно конкретный человек раскрывает собственные таланты и реализует потенциал. Пример: высокоинтеллектуальная личность принимает решение освоить новую сферу деятельности. Ей это дается легко. Недостаток же ума в данной ситуации приведет либо к сложностям в деле, либо к абсолютной неспособности личности использовать собственные ресурсы во имя достижения цели.
  4. Самореализация. Это почти то же, что и пункт третий. Но здесь справедливее говорить о качестве способностей и «крепости» порывов конкретного человека в части решения задач, стоящих на пути его развития, в том числе личностного. Простой пример: ученик средней школы ставит перед собой задачу закончить год «отлично», то есть получать одни пятерки. Если его IQ достаточен, все будет хорошо. В ином случае будут проблемы.

Так, можно говорить, что без развитого интеллекта любая деятельность, любая мысль – то, что не будет иметь продуктивного результата или воплощения. Ни мысли, ни поступки не могут быть эффективным и результативными без развитого интеллекта.

Какая функция вам кажется наиболее значимой?
Первая. Мне кажется, что роли и статусы нужно воспринимать адекватно их значимости.
25%
Вторая. Без знаний и развития ни один из нас не смог бы существовать в мире, в котором мы живем.
75%
Третья. Талантливые люди делают мир лучше.
0%
Четвертая. Считаю самореализацию очень важной.
0%
Проголосовало: 4

Виды интеллекта в психологии

Виды интеллекта

Есть одна примечательная классификация. Это классификация интеллекта по Гарднеру. Он сторонник концепции множественности интеллекта.

Ученый смог выделить следующие 9 видов:

  1. Визуально-пространственный. Это о ярком воображении, о способности фантазировать и ориентироваться в любых ситуациях.
  2. Лингвистический. Это о любви к чтению, общению. У людей с таким видом интеллекта развиты таланты в части подготовки сочинений, способности к изучению иностранных языков.
  3. Музыкальный. В таком случае развиты следующие сферы: восприятие музыки и ритма; способность к пению и овладению музыкальными инструментами; чувство стихов и такта. С таким видом интеллекта чаще всего встречаются люди, имеющие успехи в преподавании музыки, в дирижерском мастерстве.
  4. Межличностный. Это о способности выстраивать коммуникации, о понимании настроения людей, о продуктивности при условии работы в команде. Нередко люди с такими способностями становятся лидерами, психологами, дипломатами.
  5. Внутриличностный. В данном случае все противоположно тому, что написано в пункте четвертом. Однако высокая способность к рефлексии у людей с таким доминирующим видом ума делает из них отличных писателей, философов и не только.
  6. Натуралистический. Это о высоком интересе к окружающему миру. Это о тяге к биологии, химии, физике. Часто натуралисты – это экспериментаторы, геологи, экологи.
  7. Телесно-кинетический. Он свойственен людям, которые способны передавать эмоции «телесными средствами». Высокая координация, развитая моторика, тяга к спорту и постоянная активность – все это о них.
  8. Логико-математический. Данный вид сопровождается способностями оперативно анализировать данные, визуализировать их, рассуждать логично и быстро запоминать информацию. Люди с ним часто становятся математиками, программистами, инженерами.
  9. Экзистенциальный. Есть мнение, что данный вид является характерным для людей априори. Он выражается в способности мыслить.

Изначально Гарднер выделял только 8 типов. Им не был выделен внутриличностный тип. Однако по мере своей деятельности психолог решил пересмотреть классификацию под давлением коллег и дополнили ее. Нами представлена более поздняя версия, хотя и принято чаще всего говорить, что на самом деле Гарднер – автор классификации из восьми видов интеллекта. Это не совсем верно.

Есть две примечательные группы интеллектуальных способностей, выделенных учеными с опорой на критерии «способность понимать поведение людей» и «способность понимания эмоций, чувств».

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Его принято рассматривать в качестве совокупности знаний и навыков, способностей личности в части того, чтобы распознавать чувства, управлять эмоциями. Если эмоциональная сфера развита достаточно, человек будет способным к пониманию намерений, мотиваций. И своих, и чужих. Принято говорить об эмоциональном интеллекте как о гибком навыке, то есть он поддается развитию и формированию.

Есть мнение, что от уровня развития эмоциональной сферы интеллектуальных способностей зависит то, насколько будет та или иная личность успешна в жизни и в карьере.

Если данный вид ума развит слабо, если в данном направлении наблюдается низкий уровень IQ, человеку будут свойственны такие качества:

  • раздражительность;
  • конфликтность;
  • нерешительность.

Можно говорить, таким образом, что если страдает эмоциональный компонент общего IQ, то человек испытывает трудности с коммуникациями с другими людьми, является нерешительным. Однако эту своего рода недостаточность можно компенсировать, либо развив в себе соответствующие навыки, либо «прокачав» социальные компоненты интеллекта.

Социальный интеллект

От того, насколько он развит, зависят способности взаимодействия в социуме, поведение личности. Интеллектуальный социально человек способен правильно понимать людей. Он обладает навыками, в некотором смысле приобретенными, в части межличностного взаимодействия, а также в части социальной адаптации.

Для людей, у которых данный вид способностей интеллектуального спектра развит хорошо, характерны такие качества:

  • быстрота составления суждений об окружающих;
  • развитость аналитических навыков;
  • глубина понимания вещей, предметов и явлений, людей.

Принято полагать, что если у человека одинаково и хорошо развиты эмоциональная и социальная сферы интеллекта, то он почти, что гений. Но это достаточно спорное утверждение. Добиться успехов и быть эффективной личностью, способной к саморазвитию – не значит обладать выдающимися показателями IQ.

Как вы считаете, какой из показанных психологических видов характерен для вас?
Мне кажется, что эмоциональный. Описание подходит.
0%
Считаю, что социальный. Я быстро и легко «раскусываю» людей, обладаю хорошими аналитическими навыками и глубоко проникаю в то, что мне интересно.
50%
Думаю, что в моем случае все примерно на одном уровне.
0%
Затрудняюсь с ответом.
50%
Проголосовало: 4

Уровни интеллектуальной активности

Уровни интеллектуальной активности

Принято выделять 3 интеллектуальных уровня, которые, кстати, рассматривались и рассматриваются многими учеными, посвятившими себя разработкам в части определения показателя IQ.

Каждый представленный далее интеллектуальный уровень характеризуется уникальными особенностями. Опишем их:

  1. Стимульно-продуктивный уровень. В таком случае умственная активность зависит от того, насколько сильно влияют на личность внешние факторы. Речь именно о стимулах и продуктивности реакций на них. На таком уровне справедливо говорить о всяком акте умственной деятельности как об ограниченном изначально полученными представлениями о чем-либо. Человек при этом способен решать разного рода задачи, но связности и последовательности в этих решениях почти нет: все осуществляется шаблонно, иногда машинально.
  2. Эвристический. Здесь дело касается спонтанности в познании, что обеспечивает чаще результативность освоения и понимания разных закономерностей. На таком уровне личность получает способности в части составления общих представлений из разрозненных проблем и явлений. Она сама при этом начинает выявлять разные закономерности и находить им объяснения.
  3. Креативный. Данный уровень является высшим. Здесь личность становится аналитиком, способным решать даже самые сложные проблемные задачи. Здесь она ценой усилий или же без них легко «докапывается» до сути всех вещей, предметов и явлений.

Признаки высокого интеллекта

Считается, что наиболее очевидные признаки того, что с интеллектом у человека все в полном порядке, следующие:

  • отточенные профессиональные умения, способность осваивать без усилий новые навыки. Если говорить только о профессиональной сфере, применять понятие «интеллектуальный» нецелесообразно: профессионалом в том или ином деле может стать даже такой человек, который не обладает выдающимся умом. Это о машинальности, о запоминании. Это о закономерности, благодаря которой длительные занятия чем-либо почти всегда приводят к как минимум хорошим результатам. Такие качества способствуют тому, что любая адаптация для человека – это всегда исключительно легкая адаптация;
  • способность концентрировать внимание на важном, переключать его на необходимые вещи и удерживать на них. Невнимательность и рассеянность же при этом рассматриваются в качестве признаков того, что с IQ человека что-то не так;
  • развитый самоконтроль. При этом личность может контролировать не только собственные действия и поступки, но и в некоторой степени влиять на эмоции, чувства, поведение окружающих людей;
  • адекватное действительности чувство юмора. Речь не о том, что человек ценит и поощряет только интеллектуальный, например, юмор. Речь исключительно о том, что он осознает, буквально ощущает и чувствует грань уместности. В данном случае человеку могут одинаково нравиться и «черные» шутки, и те, которые требуют умственного напряжения для понимания. Но в любой ситуации он в первую очередь на машинальном уровне оценивает уместность. Если тот или иной акт юмора не является уместным, не будет смеха. Будет только порицание, пусть и молчаливое.

Какой параметр говорит об «отсталости»?

Таких параметров несколько. Конечно, целесообразнее использовать тесты и опираться на мнения исследователей, однако можно выделить следующую группу сигналов того, что IQ находится на недостаточном уровне. Вовсе не обязательно, что на низком. Речь исключительно о недостаточности развития как такового.

Вот симптомы:

  • внушаемость. Объяснить ее можно тем, что человек попросту не является способным к тому, чтобы идти, как говорится, своей дорогой. Ему проще слушать других, поступать так, как поступают другие. Ему проще идти «по накатанной»;
  • ведомость. Это почти то же, что и внушаемость, но в контексте деятельности и принятия решений. Даже если личность решает для себя, что тот или иной путь будет для нее единственно верным, к примеру, ее можно выбить из колеи, поставив в пример поступок или мнение другого «авторитетного» человека;
  • бедный словарный запас. Скудность словарного запаса часто привязывают к проблемам с запоминанием и обучаемостью. Это один из сигналов низких интеллектуальных способностей. Простейший пример, характерный для невыдающейся молодежи – использование и обилие в речи слов и фраз: «ну»; «типа»; «как бы» и так далее. В худших случаях молодые люди на 10 слов используют 5 значимых. Все остальное – просто словесный мусор.
  • склонность мыслить узко. Это, например, о неспособности смотреть на привычные вещи под непривычным углом.
Какие признаки вы смогли обнаружить у себя?
Только хорошие. Испытываю гордость. Ура!
40%
Печально признавать, но негативные. Надо бы подтянуть знания и способности.
20%
И те, и те. Запутался (запуталась).
0%
Не могу сказать. Веду себя и проявляю качества с опорой на контекст конкретных ситуаций.
40%
Проголосовало: 5

Какие факторы влияют на умственные способности?

Что влияет на умственные способности?

На них оказывают влияние в той или иной мере такие факторы: наследственность; развитость мышления; питание, в том числе питание матери во время беременности; таланты воспитания родителей и другие.

Вот конкретные примеры:

  • генетика (наследственность). Есть множество исследований, подтверждающих тот факт, что мужчины и женщины с высокими показателями IQ выращивают таких же детей;
  • влияние внешних факторов. Это, к примеру, применяемые родителями человека в его детстве методы воспитания, доступность образования и так далее;
  • влияние сверстников и друзей.

Говорить однозначно о факторах, влияющих на интеллект, нецелесообразно. Многое зависит от индивидуальных черт и характеристиках конкретных людей, об их подверженности чему-либо.

Интересный и обоснованный научно факт: есть различия в умственных способностях, обусловленные половозрастными характеристиками.

Гендерные различия

Говоря о них, следует в первую очередь развеять популярный миф, касающийся того, что мужчины умнее женщин. Это не так. Но есть различия, доказанные множеством исследований, которые в тезисном виде можно показать так:

  • девочки активнее развиваются с точки зрения становления интеллекта до 15 лет, в то время как мальчики до момента достижения этого возраста часто демонстрируют некоторые признаки неспособности к взрослению и развитию;
  • больше всего ученых мужского пола действует в сферах, связанных с точными науками, женщины же, являющиеся выдающимися исследовательницами, трудятся в гуманитарных направлениях.

Возрастные различия

Говорить о том, что фундамент интеллекта – это возраст, нецелесообразно. Пик познания чего-либо в среднем у разных людей приходится на примерно одинаковые возрастные периоды. Вот конкретные примеры:

  1. IQ стремительно повышается до восемнадцати лет. Переходные периоды тормозят его.
  2. В примерно 20 лет развитие интеллекта начинает замедляться.
  3. Максимум раскрытия арифметического и логического потенциала приходится на возраст в примерно 30 лет.
  4. После пятидесяти некоторые люди начинают смотреть вопросы психологии, ранее казавшиеся им сложными, как на полностью понятные и простые.

Можно говорить, что все возрастные различия, которые были показаны, обусловлены именно тем, в каком возрасте находится человек.

Как повысить IQ?

Как повысить IQ?

Методы развития простые и очевидные. Вот 9 рекомендаций:

  1. Тренируйте мозг и память. Хорошие примеры: решение математических задач, запоминание номеров телефонов знакомых и набор их без обращения к телефонной книге.
  2. Следите за питанием. С едой в наш организм поступают необходимые вещества. От некоторых зависит работа мозга. Если питание некачественное, вероятность проблем с умственной активностью будет высокой.
  3. Не перенапрягайтесь. Режим бодрствования и сна должен быть сбалансированным, должен подходить вам.
  4. Читайте книги. О полезности чтения говорить не стоит.
  5. Найдите интеллектуальное хобби или увлечение. Плюс – возможность делать интересные для себя вещи и «прокачивать» IQ.
  6. Осваивайте новое. Пример – изучение «симпатичного» иностранного языка.
  7. Смотрите познавательные фильмы. Комедии и боевики, триллеры – все это здорово, но в вашей недельной «афише» всегда должен быть какой-либо фильм, снятый, например, National Geographic.
  8. Попробуйте начать изучать то, что давно хотели. Может, в детстве вам нравились темы, касающиеся космоса? Тогда вперед к «звездам».
  9. Не давайте рутине «пожирать» себя. Меняйте привычки, делайте перестановки дома, ходите на работу разными дорогами.

Как повысить интеллектуальные способности ребенка?

Вот рекомендации, которые помогут развить детей:

  • приучайте их к правильному питанию и регулярному выполнению физических упражнений;
  • следите за тем, чтобы режим учебы, занятий и отдыха был сбалансированным. Умственное и физическое утомление негативно влияет на развитие неокрепшего организма;
  • приучайте детей к чтению. Совсем не обязательно, чтобы их интересовали только книги из школьной программы;
  • предлагайте во время совместного досуга интеллектуальные игры типа «Монополии», шахмат;
  • запишите ребенка на курсы иностранного языка;
  • предлагайте совместное решение разных интеллектуальных задачек, прохождение тестов на определение IQ.

Если все представленные советы во время практической реализации будут сочетаться с любовью и заботой о ребенке, он станет очень умным. И со временем все то, чему вы учили чадо, войдет в сферу его привычек.

Как развить интеллект у ребёнка?

Как повысить интеллект у взрослого человека?

Прочтите раздел «Как повысить IQ». Там представлены хорошие рекомендации. Вы сможете повысить показатель, если будете стремиться к тому, чтобы следовать им.

Коэффициент интеллекта: методы определения

Есть несколько интересных способов определения коэффициента. Это тесты. Нам видятся примечательными следующие 5:

  1. Тест Айзенка. Позволяет определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию и интроверсию с позиции интеллектуального развития.
  2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методика применяется для определения того, какой является структура интеллектуальных способностей личности. Подходит для детей и взрослых.
  3. Тест прогрессивных матриц Равена. Используется психологами и не только для выявления степени умственного развития, а также для оценки логической деятельности личностей.
  4. Тест Векслера. Наиболее распространен в англоязычных странах, применяется для исследований умственной сферы людей.
  5. Тест Беннета. Это методика выявления механической понятливости, применяется множеством западных работодателей для оценки качеств потенциальных сотрудников.

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на вопросы, связанные с рассмотренной темой.

Чем отличается интеллект от ума?

Чем интеллект отличается от эрудиции?

Что такое искусственный интеллект в широком смысле этого понятия?

Какой уровень IQ у знаменитостей?

Какой должен быть IQ у нормального человека?

Какой IQ у самого умного человека?

Чем отличается интеллект от ума?

Заключение

Интеллект – понятие, являющееся многогранным и вызывающим множество споров. Одни привязывают его к уму и ставят в тождественное положение, другие призывают разграничивать понятия. От его развития во многом зависят все навыки любого человека от простейшей способности к обучению до самореализации и реализации собственного потенциала.

Все умственные способности можно развивать. Главное – желание. Если оно есть, попробуйте методы, представленные нами. Они помогут вам развиться во множестве направлений благодаря «прокачке» IQ!

Оцените статью
LifeLogy.ru - сайт о психологии
Добавить комментарий