Всё о памяти человека — техники улучшения памяти, процессы и виды

Психология личности

Память человека как понятие используется для обозначения совокупности способностей и высших психических функций, операций, протекающих в головном мозге. Это операции накопления, сохранения, запоминания знаний. Память основана на опыте. Без него указанные операции не представляются возможными.

С точки зрения психологии, что важно отметить, память – это свойство нервной системы. Она поддается развитию, характеризуется наличием множества видов. Стоит подчеркнуть, что мозг – уникальное хранилище, вмещающее в себя терабайты памяти, если говорить машинным языком, хотя данное сравнение иррационально.

В статье представлена классификация памяти, приведены интересные факты, а также описаны способы, позволяющие улучшить память.

Основные теории памяти

Человек и его мозг устроены таким образом, что одни события оставляют нестираемый след, а другие быстро забываются. Некоторые из них обретают форму устойчивых конструктов и в случае необходимости воспроизводятся.

Как тренировать память

С. Л. Рубинштейн неоднократно отмечал в своих трудах, что без памяти существование отдельного человека и общества в целом было бы невозможным. Как и без понимания ее сути и механизмов.

Основные психологические теории памяти следующие:

  1. Ассоциативная теория.

Она основана на ассоциациях. Суть сводится к тому, что если в сознании человека возникают и формируются определенные образования, между ними обязательно выстраиваются ассоциативные связи. Повторное проявление какой-либо связи приводит к возникновению общего представления обо всех образованиях.

  1. Гештальтизм.

Сторонники данной теории полагают, что основой образования памяти выступает организация знаний и представлений по принципу изоморфизма, то есть подобия по форме. Реализация функций памяти при этом привязывается к характерным для личности манерам, особенностям поведения.

  1. Деятельностная теория.

В рамках данной теории память рассматривается как результат деятельности. Все операции, происходящие в мозгу, сторонники концепции рассматривают в контексте значимости определенного вида деятельности для личности.

Что бы что – то запомнить или выучить, как Вы обычно это делаете?
Повторение - мать учения! Стараюсь чаще повторять и проговаривать вслух или про себя
50%
Делаю разные пометки, пишу то, что нужно запомнить
0%
У меня отличная память и мне не нужно особых усилий чтобы что – то запомнить
0%
Что бы я ни делал(-а), ничего не помогает. Мне с трудом даётся что – то выучить
50%
Нет правильного ответа
0%
Проголосовало: 6

Индивидуальные различия памяти у людей

Различия памяти можно объяснить тем, какой ее вид используется чаще всего. Также на них влияет характер выполняемой работы, особенности повседневной деятельности.

Как различается память у людей

Яркий пример – исследователи. У них развиты смысловой и логический виды памяти, при этом страдает уровень развития механической.

На все процессы, связанные с памятью, в частности, на скорость запоминания, а также на скорость воспроизведения, что важно понимать, влияют личностные характеристики, настрой, интересы и желания. Совокупностью этих и других факторов и определяются индивидуальные различия. Объяснить их можно и тем, насколько эмоционально значимо для конкретного субъекта то или иное событие, каково его состояние в момент получения опыта.

Виды памяти и их характеристика

Отдельные виды памяти, как и особенности запоминания и прочих операций памяти – то, что зависит от характера психической активности, от ее связей с целями деятельности и не только.

Далее рассмотрены характеристики отдельных распространенных типов памяти.

Кратковременная память

Обычно данный вид рассматривается в качестве отдельного компонента общей памяти. Информация в рамках данного компонента заимствуется из сенсорной сферы, является результатом обработки спонтанных воспоминаний. С его помощью человек может удерживать в голове незначительное количество информации в форме, пригодной для обработки сознанием. Запомнить большие объемы информации посредством только кратковременного компонента человек не может: он скорее начнет забывать отдельные моменты, чем усвоит общую картину.

Совсем другое дело – долговременная память.

Долговременная память

Различия между первым рассмотренным видом и долговременной памятью интуитивно понятны. С помощью последней в голове обрабатывается и хранится неограниченный объем информации. Это в некотором смысле система долгосрочного хранения знаний и сведений о полученном опыте.

Есть особенность: данный компонент отвечает за запись и стирание информации. Срок хранения обусловлен важностью опыта: он может составлять как несколько секунд, так и несколько лет.

Оперативная память

Ее также называют рабочей, что с точки зрения социологии и психологии более корректно. Рабочая память – компонент, необходимый для реализации текущих логических операций или действий. Она очень похожа на кратковременный компонент, однако некоторые исследователи и ученые считают, что уподобление одного другому не является справедливым. При этом в ряду литературных источников четких разграничений нет.

Когда во время работы, учёбы возникает посторонний шум, он Вас отвлекает, беспокоит?
Абсолютно нет! Я даже не реагирую на шум
20%
Не только отвлекает, но и раздражает, так как я не могу сосредоточиться
80%
Проголосовало: 5

Двигательная память

Данный компонент напрямую связан с опытом движений, с их воспроизведением, сохранением. Благодаря ему формируются практические и трудовые навыки: ходьба, письмо, прыжки и другие. Он обеспечивает моторные функции.

Эмоциональная память

Ее также называют аффективной. Это в общем смысле способность запоминать переживания, чувства, эмоции без привязки к обстановке, но с опорой на физические ощущения, на чувственность.

Образная память

Она, что понятно, основана на образах и представлениях. Это компонент, являющийся хранилищем звуковых, обонятельных, осязательных и зрительных представлений, шаблонов, которые формируются в течение жизни.

Словесно-логическая память

С ее помощью человек может запоминать последовательности слов, фраз или действий в рассказах, а также контролировать последовательности собственных мыслей. Благодаря словесно-логическому компоненту также осуществляется воспроизведение указанных последовательностей, то есть конкретный субъект его посредством воспроизводит мысли, строит последовательные фразы, высказывания и не только.

Мгновенная (сенсорная) память

Это гипотетическая подсистема, которая удерживает в голове результаты обработки мозгом сенсорный опыт, данные о стимулах, поступающих в органы чувств после прекращения воздействия конкретных раздражителей. В рамках этой подсистемы принято выделять зрительный, слуховой, тактильный и прочие подвиды. Некоторые исследователи связывают ее с образным видом памяти, однако в данном случае речи о формировании шаблонов не идет.

Генетическая (биологическая) память

Называемая также генной или расовой, данная разновидность памяти обычно рассматривается в качестве совокупности наследственных реакций. Их передача осуществляется через гены.

Особенностями данного типа памяти определяются устойчивые шаблоны поведения. К понятию «период» ее не привязывают: подобно генам, она передается от родителя к ребенку на всю жизнь, однако может меняться.

Произвольная и непроизвольная разновидности памяти

Произвольный компонент отвечает за запоминание, а также за другую операцию – воспроизведение знаний. Они в произвольном случае осуществляются посредством усилий и при условии наличия конкретной задачи. Пример – необходимость заучить выданный на лекции материал. От данного компонента зависит развитие памяти в общем.

Непроизвольный компонент не регулируется какими-либо задачами, целями или программами. Процесс запоминания протекает без участия человека, руководить им не нужно.

Выходя из дома, Вы часто возвращаетесь за ключами, кошельком, телефоном и т.д.?
Такое происходит крайне редко, например, в случае если я куда – то очень спешу
66.67%
Да и не только, но и проверяю: выключил(-а) ли утюг, закрыл(-а) ли окно, дверь и т.д. и на протяжении дня думаю об этом, сомневаюсь
33.33%
Проголосовало: 3

Основные процессы памяти

Как человек запоминает информацию?

В составе рассматриваемого комплекса способностей принято выделять несколько основных процессов. Далее они рассмотрены подробно.

Запоминание

Это запечатление воспринятой информации, какого-либо полученного знания. Запомнить что-то человек становится способным после получения опыта взаимодействия с определенными предметами, явлениями посредством ощущений, восприятия. Как процесс запоминание может быть произвольным и непроизвольным (аналогия – произвольный и непроизвольный компоненты памяти).

Сохранение

Это удержание чего-либо в памяти. Пример – обучение, когда ученик перенимает манеры речи и мышления преподавателя, усваивает предлагаемую им информацию. В результате реализации данной операции формируются нервные связи между клетками, которыми буквально выстилаются нервные пути – сохраненные блоки данных.

Воспроизведение

Это воссоздание образов, которые были усвоены и стали устойчивыми, обрели форму шаблонов благодаря запоминанию и сохранению сведений о конкретных событиях. В результате данного процесса осуществляется активизация сформировавшихся ранее нервных связей.

Забывание

Это частичное или полное стирание конкретных фрагментов из памяти. Стиранию подвергаются воспоминания, связанные с определенными временными отрезками, даже с длительными и важными для субъекта.

Некоторые исследователи связывают забывание с качеством сохранения знаний или шаблонов опыта.

Перед походом в магазин Вы обычно составляете список продуктов?
Да, так как иначе могу попросту забыть, что мне необходимо купить
25%
Только в случае большого закупа могу составить список
25%
Никогда не составляю список, всегда ориентируюсь на месте
50%
Проголосовало: 4

Пути улучшения памяти

Хочется запомнить все и даже больше, сделать память гибкой и универсальной? Это возможно. Нужно тренировать ее, регулярно насыщать мозг кислородом, правильно питаться, предпочитать сидению на диване активный отдых и спорт, читать книги и развиваться. Но даже этого может быть мало.

Улучшение работы мозга и памяти

Есть несколько интересных методов, с помощью которых можно без труда прокачать память.

Накормленный мозг

Здоровый мозг – это сытый мозг. Как и любая другая система организма, что необходимо помнить, он нуждается в питательных веществах. Осознание данного факта позволит не только улучшить процессы памяти, но и исключить вероятность дефицита полезных веществ, от которого пострадают другие органы. Дело в том, что если мозгу не хватает чего-либо, организм в первую очередь примет решение подпитать его в ущерб насыщению полезными веществами других органов.

Полезны продукты:

  • насыщенные белком;
  • содержащие минимум тонизирующих веществ;
  • насыщенные жирными кислотами, магнием, хромом и витаминами групп A, B, C.

Они буквально питают мозг, не дают ему изнашиваться. К примеру, витамины снижают риск деменции и развития болезни Альцгеймера, хром препятствует депрессиям, негативно влияющим на функции головного мозга, а магний обеспечивает полноценность отдыха. Все это крайне важно с точки зрения состояния мозга.

Мнемотехника

Плохая память – не приговор. Для ее развития нужны хорошие тренировки. Такой прием, как мнемотехника – это отличная возможность облегчить операцию запоминания информации, а также увеличить объемы памяти.

Суть приема – образование ассоциативных связей посредством замены абстрактных предметов, явлений, фактов представлениями, основой которых являются визуальные, кинестетические, звуковые компоненты. Благодаря последним обеспечивается связь определенных объектов с имеющимися и устоявшимися представлениями.

Нередко такая техника применяется для запоминания и усвоения информации, трудной для восприятия.

Пример того, как это работает, можно обнаружить в хорошем способе запоминания цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать…

Метод визуализации

Данный метод – отличный способ запомнить что-либо посредством перевода мысленных или прочих представлений в зрительные образы. Достаточно вообразить, к примеру, что какое-то явление имеет вполне реальный визуальный образ.

Чтобы понять, о чем речь, достаточно вспомнить школьный курс физики: там в учебниках с помощью метода демонстрируются процессы, которые невозможно увидеть.

Вы легко запоминаете лица?
Да, у меня отличная зрительная память
0%
Могу запомнить, но потом буду очень долго вспоминать, где я могла видеть это лицо
75%
С большим трудом. Мне нужно несколько раз пересечься с человеком, чтобы запомнить его лицо
25%
Проголосовало: 4

Способы улучшения памяти

Чтобы натренировать память и начать мыслить продуктивно, сделать результаты всех процессов памяти совершенными, можно воспользоваться одним из представленных далее способов.

Техники увеличения памяти человека

Впечатление

Любая ситуация оставляет свои впечатления, любое представление о чем-либо основано на них. Уделяя внимание впечатлениям и проявляя бдительность в отношении отдельных событий, их «послевкусия», можно натренировать память.

Прокручивая в голове впечатления и проводя связи между опытом и полученными эмоциями, переживаниями, можно получить хорошие результаты.

Ассоциация

Это еще один хороший способ. Запоминая что-либо, заучивая материалы, совершая другую интеллектуальную работу, требующую запоминания, можно использовать ассоциации. Это секрет хорошей памяти. В контексте ее тренировки стоит рассматривать ассоциативный способ как замену сложных форм чего-либо на простые понятные компоненты, связанные между собой.

Повторение

Мать учения. Психологи считают повторение базисом запоминания. Это как изучение алфавита в детском саду или начальной школе: только регулярное его повторение позволяет детям запомнить последовательность букв, их количество и произношение.

Очевидно, к примеру, что любой специалист, регулярно работающий в одном из направлений профессиональной деятельности, вынужденный повторять определенные материалы или обращаться к ним вновь и вновь, со временем осознает, что вся необходимая информация хранится в его голове. Ему перестает требоваться обращение к источникам, раньше казавшимся необходимыми.

Специальные системы запоминания

Как работает память человека и как её увеличить?

Это о мнемотехнике. Если точнее, то о мнемотехниках. Развитие памяти с их помощью может осуществляться в рамках нескольких сценариев.

Запоминание лиц и имен

Суть в следующем: нужно, общаясь с людьми, проявляя к ним интерес, чаще называть их по имени, выстраивать ассоциации с уже знакомыми личностями, перебирать в голове все вариации имен (пример: Наташа, Наталья, Натали, Таня). То же с лицами: достаточно чаще смотреть на человека при общении, сравнивать его внешность со внешностью других. Заметить, выделить и запомнить характерные черты – это просто. Так же просто, как и запомнить лицо.

Следуя приведенному условному алгоритму действий, можно научиться запоминать лица и имена, натренировать память. Это не только интересно, но и полезно.

Запоминание необходимых дел

Чтобы не забывать, кому нужно было позвонить или написать, зачем и почему, что нужно было купить в магазине, следует научиться запоминать дела. Нужно переводить их в образы, мысленно накладывать на привычные маршруты.

Пример: здание, в котором есть 9 комнат. Первые семь – это дни недели с делами в них. Комната №8 – это дела на неделю (самоконтроль), №9 – дела на месяц (самоконтроль на дистанции). Простая и действенная техника.

Запоминание иностранных слов

Здесь лучше всего срабатывают ассоциации. Без углубления в теорию стоит перейти к примерам.

Есть английское слово «look» (смотреть). Запомнить его можно посредством ассоциации с русскоязычным словом «лук». «Смотреть» на «лук» почти невозможно: глаза начинают слезиться.

Еще один пример, основанный на ассоциациях – запоминание иностранных слов не в виде переводов на родной язык, а как определений тех или иных понятий, описаний объектов, явлений или процессов. «Cup» –чашка с ручкой. Зафиксировав в сознании образ, можно без труда запомнить это и любое другое слово.

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на 7 распространенных вопросов, касающихся памяти. Одни достаточно просты и основаны на фактах, другие требуют пояснения.

Сколько людей может запомнить мозг?

Что такое память простыми словами?

Где у человека храниться память?

Как называются люди с хорошей памятью?

Как улучшить память у школьника?

Какая память лучше развита у детей?

Сколько терабайт памяти в мозге?

Заключение

Память – сложная совокупность процессов. Ее можно и нужно тренировать, ей можно управлять. Память состоит из множества компонентов и различается у разных людей.

Оцените статью
LifeLogy.ru - сайт о психологии
Добавить комментарий