Память человека как понятие используется для обозначения совокупности способностей и высших психических функций, операций, протекающих в головном мозге. Это операции накопления, сохранения, запоминания знаний. Память основана на опыте. Без него указанные операции не представляются возможными.
С точки зрения психологии, что важно отметить, память – это свойство нервной системы. Она поддается развитию, характеризуется наличием множества видов. Стоит подчеркнуть, что мозг – уникальное хранилище, вмещающее в себя терабайты памяти, если говорить машинным языком, хотя данное сравнение иррационально.
В статье представлена классификация памяти, приведены интересные факты, а также описаны способы, позволяющие улучшить память.
- Основные теории памяти
- Индивидуальные различия памяти у людей
- Виды памяти и их характеристика
- Кратковременная память
- Долговременная память
- Оперативная память
- Двигательная память
- Эмоциональная память
- Образная память
- Словесно-логическая память
- Мгновенная (сенсорная) память
- Генетическая (биологическая) память
- Произвольная и непроизвольная разновидности памяти
- Основные процессы памяти
- Запоминание
- Сохранение
- Воспроизведение
- Забывание
- Пути улучшения памяти
- Накормленный мозг
- Мнемотехника
- Метод визуализации
- Способы улучшения памяти
- Впечатление
- Ассоциация
- Повторение
- Специальные системы запоминания
- Запоминание лиц и имен
- Запоминание необходимых дел
- Запоминание иностранных слов
- Часто задаваемые вопросы
- Заключение
Основные теории памяти
Человек и его мозг устроены таким образом, что одни события оставляют нестираемый след, а другие быстро забываются. Некоторые из них обретают форму устойчивых конструктов и в случае необходимости воспроизводятся.
С. Л. Рубинштейн неоднократно отмечал в своих трудах, что без памяти существование отдельного человека и общества в целом было бы невозможным. Как и без понимания ее сути и механизмов.
Основные психологические теории памяти следующие:
- Ассоциативная теория.
Она основана на ассоциациях. Суть сводится к тому, что если в сознании человека возникают и формируются определенные образования, между ними обязательно выстраиваются ассоциативные связи. Повторное проявление какой-либо связи приводит к возникновению общего представления обо всех образованиях.
- Гештальтизм.
Сторонники данной теории полагают, что основой образования памяти выступает организация знаний и представлений по принципу изоморфизма, то есть подобия по форме. Реализация функций памяти при этом привязывается к характерным для личности манерам, особенностям поведения.
- Деятельностная теория.
В рамках данной теории память рассматривается как результат деятельности. Все операции, происходящие в мозгу, сторонники концепции рассматривают в контексте значимости определенного вида деятельности для личности.
Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти можно объяснить тем, какой ее вид используется чаще всего. Также на них влияет характер выполняемой работы, особенности повседневной деятельности.
Яркий пример – исследователи. У них развиты смысловой и логический виды памяти, при этом страдает уровень развития механической.
На все процессы, связанные с памятью, в частности, на скорость запоминания, а также на скорость воспроизведения, что важно понимать, влияют личностные характеристики, настрой, интересы и желания. Совокупностью этих и других факторов и определяются индивидуальные различия. Объяснить их можно и тем, насколько эмоционально значимо для конкретного субъекта то или иное событие, каково его состояние в момент получения опыта.
Виды памяти и их характеристика
Отдельные виды памяти, как и особенности запоминания и прочих операций памяти – то, что зависит от характера психической активности, от ее связей с целями деятельности и не только.
Далее рассмотрены характеристики отдельных распространенных типов памяти.
Кратковременная память
Обычно данный вид рассматривается в качестве отдельного компонента общей памяти. Информация в рамках данного компонента заимствуется из сенсорной сферы, является результатом обработки спонтанных воспоминаний. С его помощью человек может удерживать в голове незначительное количество информации в форме, пригодной для обработки сознанием. Запомнить большие объемы информации посредством только кратковременного компонента человек не может: он скорее начнет забывать отдельные моменты, чем усвоит общую картину.
Совсем другое дело – долговременная память.
Долговременная память
Различия между первым рассмотренным видом и долговременной памятью интуитивно понятны. С помощью последней в голове обрабатывается и хранится неограниченный объем информации. Это в некотором смысле система долгосрочного хранения знаний и сведений о полученном опыте.
Есть особенность: данный компонент отвечает за запись и стирание информации. Срок хранения обусловлен важностью опыта: он может составлять как несколько секунд, так и несколько лет.
Оперативная память
Ее также называют рабочей, что с точки зрения социологии и психологии более корректно. Рабочая память – компонент, необходимый для реализации текущих логических операций или действий. Она очень похожа на кратковременный компонент, однако некоторые исследователи и ученые считают, что уподобление одного другому не является справедливым. При этом в ряду литературных источников четких разграничений нет.
Двигательная память
Данный компонент напрямую связан с опытом движений, с их воспроизведением, сохранением. Благодаря ему формируются практические и трудовые навыки: ходьба, письмо, прыжки и другие. Он обеспечивает моторные функции.
Эмоциональная память
Ее также называют аффективной. Это в общем смысле способность запоминать переживания, чувства, эмоции без привязки к обстановке, но с опорой на физические ощущения, на чувственность.
Образная память
Она, что понятно, основана на образах и представлениях. Это компонент, являющийся хранилищем звуковых, обонятельных, осязательных и зрительных представлений, шаблонов, которые формируются в течение жизни.
Словесно-логическая память
С ее помощью человек может запоминать последовательности слов, фраз или действий в рассказах, а также контролировать последовательности собственных мыслей. Благодаря словесно-логическому компоненту также осуществляется воспроизведение указанных последовательностей, то есть конкретный субъект его посредством воспроизводит мысли, строит последовательные фразы, высказывания и не только.
Мгновенная (сенсорная) память
Это гипотетическая подсистема, которая удерживает в голове результаты обработки мозгом сенсорный опыт, данные о стимулах, поступающих в органы чувств после прекращения воздействия конкретных раздражителей. В рамках этой подсистемы принято выделять зрительный, слуховой, тактильный и прочие подвиды. Некоторые исследователи связывают ее с образным видом памяти, однако в данном случае речи о формировании шаблонов не идет.
Генетическая (биологическая) память
Называемая также генной или расовой, данная разновидность памяти обычно рассматривается в качестве совокупности наследственных реакций. Их передача осуществляется через гены.
Особенностями данного типа памяти определяются устойчивые шаблоны поведения. К понятию «период» ее не привязывают: подобно генам, она передается от родителя к ребенку на всю жизнь, однако может меняться.
Произвольная и непроизвольная разновидности памяти
Произвольный компонент отвечает за запоминание, а также за другую операцию – воспроизведение знаний. Они в произвольном случае осуществляются посредством усилий и при условии наличия конкретной задачи. Пример – необходимость заучить выданный на лекции материал. От данного компонента зависит развитие памяти в общем.
Непроизвольный компонент не регулируется какими-либо задачами, целями или программами. Процесс запоминания протекает без участия человека, руководить им не нужно.
Основные процессы памяти
В составе рассматриваемого комплекса способностей принято выделять несколько основных процессов. Далее они рассмотрены подробно.
Запоминание
Это запечатление воспринятой информации, какого-либо полученного знания. Запомнить что-то человек становится способным после получения опыта взаимодействия с определенными предметами, явлениями посредством ощущений, восприятия. Как процесс запоминание может быть произвольным и непроизвольным (аналогия – произвольный и непроизвольный компоненты памяти).
Сохранение
Это удержание чего-либо в памяти. Пример – обучение, когда ученик перенимает манеры речи и мышления преподавателя, усваивает предлагаемую им информацию. В результате реализации данной операции формируются нервные связи между клетками, которыми буквально выстилаются нервные пути – сохраненные блоки данных.
Воспроизведение
Это воссоздание образов, которые были усвоены и стали устойчивыми, обрели форму шаблонов благодаря запоминанию и сохранению сведений о конкретных событиях. В результате данного процесса осуществляется активизация сформировавшихся ранее нервных связей.
Забывание
Это частичное или полное стирание конкретных фрагментов из памяти. Стиранию подвергаются воспоминания, связанные с определенными временными отрезками, даже с длительными и важными для субъекта.
Некоторые исследователи связывают забывание с качеством сохранения знаний или шаблонов опыта.
Пути улучшения памяти
Хочется запомнить все и даже больше, сделать память гибкой и универсальной? Это возможно. Нужно тренировать ее, регулярно насыщать мозг кислородом, правильно питаться, предпочитать сидению на диване активный отдых и спорт, читать книги и развиваться. Но даже этого может быть мало.
Есть несколько интересных методов, с помощью которых можно без труда прокачать память.
Накормленный мозг
Здоровый мозг – это сытый мозг. Как и любая другая система организма, что необходимо помнить, он нуждается в питательных веществах. Осознание данного факта позволит не только улучшить процессы памяти, но и исключить вероятность дефицита полезных веществ, от которого пострадают другие органы. Дело в том, что если мозгу не хватает чего-либо, организм в первую очередь примет решение подпитать его в ущерб насыщению полезными веществами других органов.
Полезны продукты:
- насыщенные белком;
- содержащие минимум тонизирующих веществ;
- насыщенные жирными кислотами, магнием, хромом и витаминами групп A, B, C.
Они буквально питают мозг, не дают ему изнашиваться. К примеру, витамины снижают риск деменции и развития болезни Альцгеймера, хром препятствует депрессиям, негативно влияющим на функции головного мозга, а магний обеспечивает полноценность отдыха. Все это крайне важно с точки зрения состояния мозга.
Мнемотехника
Плохая память – не приговор. Для ее развития нужны хорошие тренировки. Такой прием, как мнемотехника – это отличная возможность облегчить операцию запоминания информации, а также увеличить объемы памяти.
Суть приема – образование ассоциативных связей посредством замены абстрактных предметов, явлений, фактов представлениями, основой которых являются визуальные, кинестетические, звуковые компоненты. Благодаря последним обеспечивается связь определенных объектов с имеющимися и устоявшимися представлениями.
Нередко такая техника применяется для запоминания и усвоения информации, трудной для восприятия.
Пример того, как это работает, можно обнаружить в хорошем способе запоминания цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать…
Метод визуализации
Данный метод – отличный способ запомнить что-либо посредством перевода мысленных или прочих представлений в зрительные образы. Достаточно вообразить, к примеру, что какое-то явление имеет вполне реальный визуальный образ.
Чтобы понять, о чем речь, достаточно вспомнить школьный курс физики: там в учебниках с помощью метода демонстрируются процессы, которые невозможно увидеть.
Способы улучшения памяти
Чтобы натренировать память и начать мыслить продуктивно, сделать результаты всех процессов памяти совершенными, можно воспользоваться одним из представленных далее способов.
Впечатление
Любая ситуация оставляет свои впечатления, любое представление о чем-либо основано на них. Уделяя внимание впечатлениям и проявляя бдительность в отношении отдельных событий, их «послевкусия», можно натренировать память.
Прокручивая в голове впечатления и проводя связи между опытом и полученными эмоциями, переживаниями, можно получить хорошие результаты.
Ассоциация
Это еще один хороший способ. Запоминая что-либо, заучивая материалы, совершая другую интеллектуальную работу, требующую запоминания, можно использовать ассоциации. Это секрет хорошей памяти. В контексте ее тренировки стоит рассматривать ассоциативный способ как замену сложных форм чего-либо на простые понятные компоненты, связанные между собой.
Повторение
Мать учения. Психологи считают повторение базисом запоминания. Это как изучение алфавита в детском саду или начальной школе: только регулярное его повторение позволяет детям запомнить последовательность букв, их количество и произношение.
Очевидно, к примеру, что любой специалист, регулярно работающий в одном из направлений профессиональной деятельности, вынужденный повторять определенные материалы или обращаться к ним вновь и вновь, со временем осознает, что вся необходимая информация хранится в его голове. Ему перестает требоваться обращение к источникам, раньше казавшимся необходимыми.
Специальные системы запоминания
Это о мнемотехнике. Если точнее, то о мнемотехниках. Развитие памяти с их помощью может осуществляться в рамках нескольких сценариев.
Запоминание лиц и имен
Суть в следующем: нужно, общаясь с людьми, проявляя к ним интерес, чаще называть их по имени, выстраивать ассоциации с уже знакомыми личностями, перебирать в голове все вариации имен (пример: Наташа, Наталья, Натали, Таня). То же с лицами: достаточно чаще смотреть на человека при общении, сравнивать его внешность со внешностью других. Заметить, выделить и запомнить характерные черты – это просто. Так же просто, как и запомнить лицо.
Следуя приведенному условному алгоритму действий, можно научиться запоминать лица и имена, натренировать память. Это не только интересно, но и полезно.
Запоминание необходимых дел
Чтобы не забывать, кому нужно было позвонить или написать, зачем и почему, что нужно было купить в магазине, следует научиться запоминать дела. Нужно переводить их в образы, мысленно накладывать на привычные маршруты.
Пример: здание, в котором есть 9 комнат. Первые семь – это дни недели с делами в них. Комната №8 – это дела на неделю (самоконтроль), №9 – дела на месяц (самоконтроль на дистанции). Простая и действенная техника.
Запоминание иностранных слов
Здесь лучше всего срабатывают ассоциации. Без углубления в теорию стоит перейти к примерам.
Есть английское слово «look» (смотреть). Запомнить его можно посредством ассоциации с русскоязычным словом «лук». «Смотреть» на «лук» почти невозможно: глаза начинают слезиться.
Еще один пример, основанный на ассоциациях – запоминание иностранных слов не в виде переводов на родной язык, а как определений тех или иных понятий, описаний объектов, явлений или процессов. «Cup» –чашка с ручкой. Зафиксировав в сознании образ, можно без труда запомнить это и любое другое слово.
Часто задаваемые вопросы
Далее представлены ответы на 7 распространенных вопросов, касающихся памяти. Одни достаточно просты и основаны на фактах, другие требуют пояснения.
Сколько людей может запомнить мозг?
Что такое память простыми словами?
Где у человека храниться память?
Как называются люди с хорошей памятью?
Как улучшить память у школьника?
Какая память лучше развита у детей?
Сколько терабайт памяти в мозге?
Заключение
Память – сложная совокупность процессов. Ее можно и нужно тренировать, ей можно управлять. Память состоит из множества компонентов и различается у разных людей.