В психологии эффект ореола (гало-эффект) нередко рассматривается в качестве негативного. Почему? Потому что данный эффект может иметь форму, которую нередко называют не иначе как «эффект дьявола». Вот простой пример: суд и двое подозреваемых. Обвинять человек с когнитивным искажением (эффектом ореола) будет того подозреваемого, который покажется ему менее привлекательным. Речь о ситуации, когда общее представление о чем-либо влияет на восприятие частных компонентов. В показанном примере общая оценка человека завязана на его внешности или поведении: если один подозреваемый ведет себя хорошо и выглядит соответствующим образом, он не будет подвергаться негативной оценке с большой долей вероятности.
Что значит «эффект ореола», какие признаки в его контексте являются значимыми, как с когнитивным искажением связана внешность и другие характеристики человека – об этом и многом другом мы будем говорить сегодня.
Эффект ореола – что это такое?
В общем случае эффект ореола рассматривается психологами в качестве когнитивного искажения человека (в виде систематических отклонений в поведении, восприятии, мышлении), обусловленного субъективными убеждениями или предубеждениями, установками. Человек с таким когнитивным искажением часто подвержен влиянию стереотипов, нередко выдуманных. Пример гало-эффекта – мнение, что человек с привлекательной внешностью обязательно умен, то есть обладает «привлекательным» умом.
Психолог Эдвард Торндайк стал первым ученым, который смог доказать существование гало-эффекта у некоторых людей. Он провел масштабный эксперимент и получил неоспоримые доказательства.
Феномен эффекта ореола как таковой часто привязывают к первому впечатлению. Человек с рассматриваемым когнитивным искажением во время общения с другими людьми опирается именно на сформированный самостоятельно в своем сознании стереотип, базирующийся на первом впечатлении. Оно может быть положительным или отрицательным, в соответствии чему и будет строиться общение: либо в положительном ключе, либо в негативном.
Теория и практика исследователей позволяют говорить, что эффект ореола часто является негативным. Вспомните показанный пример с двумя подозреваемыми. Еще один пример – работа Фила Розенцвейга «Эффект ореола и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение». Автор смог показать, как негативно влияет на бизнес рассматриваемое когнитивное искажение, с которым сталкиваются некоторые управленцы.
8 из 10 людей, по оценкам разных психологов, сталкиваются лично с гало-эффектом. То есть 8 из 10 человек можно считать предвзятыми.
Примеры
Отрицательный эффект ореола (корректнее было бы говорить отрицательный эффект гало-эффекта) проявляется в том, что ошибочное первое впечатление может привести к последующим ошибочным суждениям в отношении объекта, субъекта или предмета оценки. Это крайне негативный момент, потому как на практике он выливается в худшем случае в массу проблем.
Приведем 7 конкретных примеров для лучшего понимания сути эффекта. Вот они:
- Отношение к творческим личностям и знаменитостям. Нередко оно полнится условными «поблажками»: если творческий человек ведет себя неподобающим образом, его часто оправдывают («Все гении немного ку-ку», «Понятно, ведь он не от мира сего»). Если простой человек будет демонстрировать аналогичные акты поведения, он с большей вероятностью подвергнется порицанию.
- Отношение к управленцу на каком-либо предприятии, изначально показавшему себя с сильных сторон, но впоследствии допускавшему массу ошибок. Последние будут прощаться, при этом всегда вышестоящими менеджерами такому управленцу будут даваться шансы. Если же другой, например, специалист допустил массу ошибок в самом начале пути, последующие его достижения будут оцениваться вышестоящими руководителями не совсем адекватно действительности, их значимость будет занижаться.
- Доверие потребителей к брендам. Пример – «Coca-Cola» и «Напитки из Черноголовки». Кому больше доверяют потребители, кого охотнее выбирают? 8 из 10 отдали бы предпочтение «Кока-Коле».
- Доверие знакомым производителям. Пример – владельцы смартфонов Sony и IPhone. Первые будут отдавать предпочтение бытовой технике Sony, вторые же охотнее купят какие-то товары, которые произведены Apple.
- Положительное впечатление во время знакомства с человеком, с которым предстоит общаться в будущем. Это впечатление будет негативно влиять на адекватность действительности в оценке негативных качеств, оно будет «говорить», что плохим ранее понравившийся человек не может быть.
- Восприятие симпатичных собеседников. Это наиболее очевидный пример. К ним мы чаще стараемся относиться лучше, чем к таким, которые не являются симпатичными для нас.
- Предубеждение работодателя в части того, что более привлекательные и опрятные внешне люди будут опрятны и в делах. Это на деле не всегда так. Даже самый привлекательный и порядочный, как кажется сначала, сотрудник может быть халатным и безответственным специалистом.
Гало-эффект часто связывают с лукизмом, то есть с дискриминацией по внешности. Понятие используется для обозначения стереотипов и предрассудков, согласно которым физические привлекательные люди намного лучше непривлекательных во всем.
Причины возникновения эффекта ореола
Мышление стереотипами, шаблоны, ярлыки – все это о людях, сталкивающихся с рассматриваемым когнитивным искажением. Уже было отмечено, что примерно 80% людей – яркие примеры того, как работает гало-эффект. Почему это происходит? Чтобы понять, нужно разобраться с причинами.
Далее показаны и описаны 4 распространенные причины, провоцирующие возникновение эффекта ореола:
- Нехватка времени. На фоне дефицита времени эффект ореола возникает у людей, сталкивающихся с необходимостью принятия множества решений с высокой частотой. Особенно часто искажение развивается у действующих по шаблонам людей, теряющих способность анализировать, руководствующихся только какими-то базовыми критериями, например, внешностью людей. Неординарность в ней «рвет» шаблоны таких людей, вызывает негативные чувства.
- Перегрузка информацией. Не всегда и не все могут в условиях информационного шума адекватно действительности оценивать людей, события, явления. Здесь все так же, как и в первом случае: первое знакомство, например, с каким-либо человеком в части оценочных суждений будет основано на наборе базовых критериев (внешний вид, чистота обуви, способность вести диалог и подобные).
- Подверженность влиянию стереотипов. Разные шаблоны, что понятно, сильно мешают нам. Они не дают объективно оценивать людей, явления, предметы. Пример – хулиган, которому вряд ли кто-то будет пророчить светлое будущее. Еще один пример – красавица, которая должна найти принца и прожить с ним счастливую жизнь. На деле хулиган может исправиться и выбиться в люди, а красавица связать жизнь с человеком, далеким от соответствия стереотипным, шаблонным представлениям.
- Статусы. Представьте, что знакомитесь с каким-то выдающимся бизнесменом. Почти точно сложится представление о нем как о личности с высокими моральными и волевыми качествами. На деле бизнес может оказаться результатом противозаконной деятельности, «вливаний» родителей или чего-то еще, что к качествам человека отношения не имеет.
Нередко эффект ореола обозначают как стремление человека вешать на других ярлыки. Некоторая консервативность и даже ограниченность, стереотипность в ряду важных вопросов – то, что заставляет человека делать некорректные выводы, допускать ошибки в суждениях.
Как эффект ореола влияет на людей?
Чаще всего негативно. Да, иногда, например, новое знакомство с человеком, который вызывает доверие, не приводит к разочарованию и ошибочным суждениям, но на деле эффект ореола мешает объективно оценивать качества людей.
Эффект ореола – это почти тождество поговорке «встречают по одежке, провожают по уму». И часто за такие «встречи» приходится платить. Уже приведенная в пример работа Фила Розенцвейга «Эффект ореола и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение» позволяет понять негативные последствия гало-эффекта. Да, пример масштабный – это бизнес, где любая ошибка может стоить миллионов, но он наиболее наглядный.
Представьте ситуацию: управленческое звено крупного предприятия включает людей с предубеждениями. Все их решения будут основаны на стереотипах, на каких-то шаблонах. Они не смогут мыслить нестандартно. Фил Розенцвейг показал, что иногда эффект ореола в управлении может стоить даже брендам не просто миллионов долларов, но и репутации. А она бесценна.
Негативным в контексте бизнеса можно считать влияние гало-эффекта и на подчиненных. Часто управленцы, выбирающие внешне привлекательных людей, например, своими помощниками, вольно или невольно не замечают отсутствия у них полезных качеств. Результат – некорректное управление, несправедливое отношение к подчиненным, снижение трудовой дисциплины, разлады в коллективе и не только.
Показанный пример наглядно отражает негативные аспекты эффекта ореола. Это:
- отсутствие рациональности в оценке людей и событий;
- неспособность человека рассуждать независимо, то есть без привязки к собственным стереотипам и шаблонам;
- вероятность дискриминации по тому или иному признаку.
Аспекты в перечне – лишь малая часть того, что может быть последствиями гало-эффекта. В любых формах он является чаще негативным, как позитивный рассматриваться не должен. Трезвость и взвешенность в принятии решений, в суждениях, в выводах – это важно. Особенно в отношении других людей. Мы не сможем жить в абсолютном мире, пока будем судить друг друга по каким-то личным, надуманным, стереотипным критериям.
Есть мнение, что опасность гало-эффекта сводится к тому, что он часто проявляется не только на бытовом или каких-либо других локальных уровнях, но и на уровне, например, политики. Главы государств, считающие одних «соседей» привлекательными, а других нет, могут вводить в отношении последних торговые и другие санкции, развязывать с ними военные конфликты. Страдать будут простые люди. В любом случае. По данной причине современные исследователи все чаще обращаются к данной проблеме и призывают бороться всеми доступными методами с рассматриваемым когнитивным искажением.
Эксперименты и исследования
Есть множество интересных экспериментов и исследований, посвященных эффекту ореола. Покажем некоторые с привязкой к разным сферам деятельности и ситуациям.
Медицина
Коллективом психологов из University of Saint Andrews (Шотландия) было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что 7 из 10 врачей, участвующих в нем, предвзято относятся к красивым пациентам. Психологи смогли доказать, что красивых людей врачи часто считают более здоровыми, чем некрасивых.
На деле такая предвзятость провоцирует то, что врачи могут опускать некоторые важные вопросы или не использовать необходимые диагностические инструменты. Следствием может стать незамеченное заболевание, например, в скрытой форме.
Бизнес
Сейчас речь пойдет не об эксперименте или об исследовании. Однако это исторический и важный в контексте рассматриваемой проблемы пример. Речь о Cisco (американская транснациональная компания, специализирующаяся на производстве и продажах сетевого оборудования). Аналитики и профессионалы, ведущие деятельность на фондовом рынке, отмечали, когда курс акций компании был высоким, что она умеет работать с потребителями и придерживаться собственных стратегий. Во время одного серьезного кризиса, с которым столкнулась Cisco, мнения аналитиков и профессионалов сразу же изменились.
Личные отношения
Есть исследование, проведенное специалистами Massachusetts Institute of Technology, которое подтверждает, что человеку достаточно нескольких долей секунды, чтобы проанализировать внешность незнакомца (незнакомки) и сделать вывод, приятным было бы общение с ним или нет.
При этом следует отметить исследование, которое провели Marcel van der Linden и его коллеги. В результате эксперимента была выяснена предвзятость людей в отношении других, обусловленная критерием «внешний вид». Суть эксперимента была в следующем: одной из двух групп испытуемых предложили посмотреть на фотографию девушки с завязанными волосами, второй – то же, но с распущенными. На обеих фотографиях девушка была одна. Члены первой группы (95%) отметили, что девушка, скорее всего, является скованной и закрытой. Члены второй группы (87%) посчитали, что она вполне открытая и почти точно добрая.
Часто задаваемые вопросы
Далее представлены ответы на распространенные вопросы, так или иначе связанные с темой эффекта ореола.
Что относится к психологическим эффектам?
Что такое эффект снисходительности?
Что влияет на создание первого впечатления?
Каким может быть первое впечатление?
Как создать о себе хорошее впечатление?
Заключение
Эффект ореола (гало-эффект) – опасное когнитивное искажение. С ним нужно бороться. Проблема была обозначена и описана четко: в большинстве ситуаций от проявления эффекта страдают люди. Даже те, которые ни в чем не виноваты.
Не мыслите стереотипно, не судите других по их внешности. Будьте объективны и рациональны в своих оценках. Уважайте себя и окружающих!