Критика в жизни людей – один из неотъемлемых ее компонентов. Мы критикуем себя (самокритичность), любим критиковать других (защищая самолюбие или показывая влияние), но не всегда делаем это правильно. Есть позитивная критика, которую следует научиться воспринимать адекватно действительности, а также негативная, побужденная злобой, завистью, другими негативными эмоциями, испытываемыми конкретной личностью. Психология критики – неоднозначная область общей психологии. Она заслуживает особого внимания. В материале публикации рассмотрены способы работы с критикой, советы, как реагировать на нее. И не только.
Психология критики и ее виды
Перед тем как углубиться в тему, разберемся, что такое критика. В общем случае это анализ, оценочное суждение о том или ином явлении, предмете, качестве человека. Иногда это способ выражения и демонстрации знаний, навыков, умений. Она может быть направлена не только на обыденные вещи или предметы, на людей, но и на более масштабные объекты: кинофильмы, картины, другие произведения искусства.
Следует понимать, что само по себе понятие «критика» является куда более глубоким, чем мы привыкли думать. Ее задачи не сводятся только к принижению чьих-то заслуг или умалению качеств объекта, субъекта. Она нужна для:
- выявления противоречий, ошибок, их разбора;
- анализа, обсуждения субъекта или объекта с целью дать оценку (пример – литературная критика);
- исследования, проверка достоверности фактов.
Как и любое другое явление, точнее суждение, критика может быть позитивной и негативной. В первом случае это суждение во благо, во втором же исключительно ради унижения достоинства, умаления качеств субъекта или объекта.
Почему люди критикуют?
Одни делают это постоянно в силу привычки, другие являются профессиональными критиками. Да, есть и такие. Это самостоятельная профессия. Есть, например, литературные критики, кинокритики, люди, профессионально оценивающие музыку, качества людей (специалисты по связям с общественностью, создающие имидж для публичных личностей).
Часто суждения профессионалов об анализируемых, оцениваемых объектах и субъектах являются справедливыми, объективными. Дело в том, что справедливость и объективность – буквально должностные обязанности в приведенных примерах. Такие люди не преследуют личные интересы, их не поглощает зависть или эмоции. У них есть цель. И она носит строго профессиональный характер.
Есть и такие люди, для которых критика – это нечто вроде привычки. Они намеренно выискивают в чем-либо или в ком-либо отрицательные качества, чтобы показать другим свой «острый» ум и даже превосходство. Им не знакомы добрые намерения. Критиканам ближе язвительность, им необходима моральная подпитка самим фактом того, что кто-то или что-то хуже, чем принято считать. Несправедливые суждения – это все, чем живут такие люди. Они могут быть объективными, но подавать себя и свое мнение не умеют. Вместо того чтобы решить проблему или исправить ошибки, допущенные в приступе стремления осуждать все и вся, они будут стоять на своем.
Есть особый класс людей, считающих себя профессиональными критиками, но выдвигающих субъективные суждения, не являющиеся адекватными действительности. Яркий тому пример – любительские отзывы под эгидой «профессионализма» в сети или в реальной жизни о кино, музыке, других людях (комментарии под фотографиями в социальных сетях или прямые заявления). Эти люди далеки от профессионалов, вместе с тем ими не движет такой мотив, как зависть, гнев или стремление что-то, кого-то принизить. Они не стремятся причинить моральный или материальный вред, ими движет мысль о собственном «профессионализме».
Таким образом, в контексте темы профессиональный критик – человек, занимающийся серьезной работой и дающий объективные оценки.
Любитель – зависимый от суждений о других человек, он не может жить без этого. Ему важен факт поиска и нахождения изъянов в предметах, вещах, явлениях, людях. Он испытывает удовольствие от этого.
Указанный последним тип людей – это субъективные личности, суждения их не имеют ничего общего с реальностью. Они считают себя профессионалами и думают, что должны поучать окружающих. Однако в отличие от любителей, что следует отметить, такие люди не «питаются» злобой или гневом.
Почему критика обижает человека?
Психология человека такова, что не все готовы адекватно действительности воспринимать оценочные суждения. Даже если человек объективно оценивает качества или характер субъекта оценки. У многих включается защитная реакция в виде ответного поиска изъянов, недостатков, в виде стремления показать мнимому оппоненту, что он «тоже далеко не идеален». Часто это свойственно людям с завышенной самооценкой, раздутой из ничего. Это проблема для них, потому как даже суждения доброжелателей воспринимаются в штыки.
Итак, разберемся, почему люди могут обижаться на критику. Вот типичные примеры с указанием причин:
- суждения не являются адекватным фактам. Пример – любительская непрофессиональная критика. Это когда, скажем, учитель порицает ученика за то, что он искал решение задачи нетрадиционным способом, при этом получил результат. Здесь об объективности говорить нельзя;
- критика чрезмерна. Есть ранимые и обидчивые люди, которые, сталкиваясь с тем, что их критикуют, не защищаются, оперируя объективными фактами, а просто «впитывают», обижаясь. При этом они не готовы что-либо делать даже с собой. Даже если оценочные суждения, выдвинутые в их адрес, объективны;
- критика является следствием агрессии или гнева. Любой человек, понимая, что здесь и сейчас его пытаются критиковать или критикуют лишь потому, что есть затаенная обида, что произошел конфликт, может испытывать чувство негодования, обиду. Он понимает, что если бы не проблемная ситуация, ничего не было бы.
Правила применения критики
Критика только тогда будет полностью соответствовать приведенному нами в начале статьи понятию (анализ, оценка, суждение на принципах объективности), когда она является аргументированной и доброжелательной. Профессионалы придерживаются мнения, что сочетание доброжелательности и объективности – это «золотое правило» любого специалиста, ведущего деятельность в сфере критики. Да, они профи в деле поиска минусов, они видят недостатки и указывают на них, но понимают, что, задев кого-то или обидев, не получат результата и не станут востребованными.
Вот примеры того, как правильно и неправильно применять критику (в рамках разных ситуаций):
- школа. Учитель и ученик. Последний не справился с задачей. Плохо говорить ему: «Из тебя не выйдет толкового человека». Хорошо так: «Тебе нужно больше стараться, ты сможешь решать задачи сложнее»;
- производство. Начальник и подчиненный. Последний допускает выпуск брака. Плохо, если начальник говорит: «Такие работники нам не нужны, мы теряем деньги». Хорошо, когда он объективно оценивает ситуацию: «Это приведет к небольшим потерям, мы их не ощутим. Будь, пожалуйста, внимательнее, чтобы не допускать ошибок в будущем. Мы верим в твой профессионализм»;
- общественный транспорт. Молодой человек и бабушка. Последняя по неосторожности пачкает обувь первому своей коляской. Плохо, если молодой человек скажет: «Слепая старуха, не видишь, куда катишь свое барахло?». Хорошо, если он сделает мягкое замечание: «Бабуль, надо быть аккуратнее».
Это лишь примеры.
Самые главные принципы критики: объективность, взвешенность, логичность, доброжелательность, аргументированность. Без их соблюдения любое суждение превращается в поток ничем не обоснованного словесного гнева, даже если подача мягкая.
Важность правильной реакции на критику
Воспринимать критику нужно правильно. Неправильная реакция может привести к перепалке, конфликтам, другим последствиям. Особенно если речь касается корректных суждений, например, замечаний старших в адрес слишком шумной компании подростков, расположившихся на детской площадке для распития спиртного поздно ночью.
Правильное отношение к критике основано на:
- самоанализе. «Адекватной ли фактам является совокупность суждений?». Если да, то к ним нужно отнестись спокойно;
- рациональности суждений. «Даже если суждение не имеет места, я уверен, что какое-то нелепое замечание не выбьет меня из колеи». Я знаю себя лучше кого-либо;
- анализе критикана. «Если человек критикан, то он не может жить без оценки окружающих и поиска изъянов. Я не дам ему питаться моей энергией». Иногда игнорирование или перевод все в русло шутки, например, будет лучшим решением.
Мы не призываем читателей поощрять критику или закрывать на нее глаза. Мы призываем к рациональности и объективности. Болезненная, агрессивная критика, суждения, вызванные гневом или яростью, заслуживают реакции. Но не гневной. Именно поэтому крайне важно, сталкиваясь с ними: анализировать себя; рассуждать рационально; анализировать критикана.
Важность правильной реакции обусловлена уже указанной вероятностью последствий.
Как воспринимать критику и реагировать на нее правильно?
Принимать критику нужно, если критик:
- соблюдает «золотое правило», то есть является объективным и доброжелательным;
- придерживается других правил и принципов типа аргументированности, логичности, при это мне давит и не наседает, не корит;
- стремится дать полезный совет, делая замечание, хочет получить положительный результат, направить.
Не следует принимать оценочные суждения, если:
- они – лишь инструмент манипуляций. Пример: «Ты не сможешь добиться нашего уважения, пока не сделаешь это, не станешь таким. Или ты не можешь?»;
- цель критика – унизить личность. Никто не имеет права унижать чужое достоинство. Реакция на подобного рода суждения должна быть адекватной действительности. Помните о «золотом правиле» и других принципах. Только так вы сможете дать достойный отпор.
Реакции на критику: примеры
Вот 10 примеров того, как могут ответить на критику люди, обладающие разными характерами и типами личности:
- Оправдание. «Я не такой, каким меня считают!»; «Я умнее, чем ты говоришь, потому что окончила курсы…». Это примеры. Оправдание по сути плохо, потому что критик видит, что человек даже не обороняется, а ищет причины для оправдания, то есть по сути принял суждение, но не хочет этого показывать.
- Контратака. «Сам такой!»; «От такого и слышу!». В зависимости от контекста ситуации контратака может привести и к положительному исходу, и к отрицательному.
- Принятие. «Ты плохо сделал свою работу». Ответ: «Да, это так, я исправлюсь». Принимать суждение нужно, если оно объективно и соответствует действительности.
- Просьба уточнить суть. «Я не согласен, не могли бы вы аргументировать свою позицию?»; «Это заявление ничего не значит!». Работает, когда конкретное суждение не имеет оснований.
- Неприятие. «Это чушь»; «Вы совершенно не правы». Работает в сочетании с просьбой уточнения сути.
- Уклонение от ответа, отказ от демонстрации реакции. Это игнорирование. Работает, если критикан – пассивный любитель. Примера не будет: здесь достаточно промолчать или перевести тему разговора в другое русло.
- Контратака с целью поставить на место несправедливого критикана. «Ты говоришь о том, в чем сам успел отличиться»; «Твои суждения субъективны и беспочвенны». Это лишь примеры, но даже самого агрессивного критикана можно усмирить.
- Оперирование фактами. С помощью фактов можно опровергнуть любое суждение. Способ работает в случае аргументированного неприятия. Пример: «Вы не правы, потому что «факт №1», «факт №2», я не считаю ваши доводы рациональными».
- Поиск альтернатив. Это не об альтернативах в прямом смысле. Пример: «Вместо того чтобы критиковать меня, следите за собой». Это частный случай контратаки.
- Юмор и шутки. Примеры: «Да ты ударил по самому больному, негодяй!»; «Это всем давно известно, да, я такой!».
Лучший вариант – переводить агрессию в юмор. Это для случая, когда критика не является доброжелательной и аргументированной, а исходит от агрессора, злобного человека. Сарказм и юмор помогут разрядить обстановку, но не всегда. Есть и другие способы реакций, зависящие от конкретного человека.
Какая польза от критики?
Критика может принести вред, но иногда она полезна. Она может быть разрушительной и негативной, но иногда является конструктивной и доброжелательной. Мы будем говорить о последнем случае, потому что пользы от вреда не может быть.
Итак, критика, строящаяся на «золотом правиле» и указанных ранее принципах, может стать основой для:
- самоанализа. «Прав ли человек?». Если да, найдите причины в себе и проработайте их;
- саморазвития и самосовершенствования. «Он говорит о реальных изъянах, я буду работать над ними»;
- проработки проблемных ситуаций. «Я могу не только работать над саморазвитием, но и прислушаться к объективному мнению, чтобы не допускать в будущем повторения неприятных событий».
Часто задаваемые вопросы
Далее представлены ответы на вопросы, часто задаваемые людьми, интересующимися темой критики.
Кого критиковать нельзя?
Кому критиковать можно?
Чем опасна критика?
Откуда берется привычка критиковать?
Как называются люди, которые все критикуют?
Заключение
Критика – это не всегда плохо. Она может быть вполне полезной и конструктивной, доброжелательной.
Руководствуйтесь рекомендациями и правилами, принципами, приведенными в статье. Они помогут вам не только научиться грамотной критике, но и адекватно действительности реагировать на оценочные суждения со стороны окружающих.