В современном мире слово «подросток» ассоциируется с кризисом в общении, недопониманием, ссорами в семье. Этот промежуток жизни характеризуют, как переходный, переломный, критический, тем самым подчеркивая трудности личностного становления самих подростков и сложности взрослых, находящихся рядом с ними. Вместо покладистого и ласкового чада родители обнаруживают незнакомца: хамоватого, ленивого, недовольный всем, лежащего на диване со смартфоном, не желающего учиться.
Общее понимание о подростковом возрасте, о его психофизиологических особенностях, поможет родителям осознать, что те правила, по которым они до этого общались с любимым чадом, уже не работают, нужно что-то менять.
Психофизические особенности подросткового возраста
С биологической точки зрения пубертатный период (еще одно название подросткового возраста) означает промежуток жизни человека с 11 до 18 лет, характеризующийся его переходом из детства во взрослость. Причем у девочек такие процессы начинают активно протекать в 11-13 лет, у мальчиков чуть позже — в 13-15.
Становится очевидным скачок роста. Начинает развиваться фигура в соответствии с женским и мужским типом: у мальчиков – увеличивается мышечная масса, у девочек – жировые отложения. Именно в эти моменты, по причине неравномерности развития, возможны проблемы со здоровьем: гипертония, вегето-сосудистая дистония, высокая утомляемость, тревожность и нервозность, неврозы и депрессия, протекающие у детей этого возраста особенно остро и порой приводящие к суициду.
Перестройка организма отражается, в первую очередь, на эмоциональном и поведенческом состоянии и характеризуется частым изменением настроения, отсутствием уравновешенности, раздражительностью, периодической вялостью и апатией. Такие изменения приводят к психологическим преобразованиям: ощущению взрослости, возрастающему интересу к противоположному полу и сексуальной стороне жизни человека, пробуждению романтических чувств.
Ну и ещё одно из главных изменений — развитие социального взросления. Подростки взрослеют незаметно, при этом оставаясь ещё детьми, но уже начинают требовать прав взрослого при сохранении обязанностей ребенка.
Развития мышления в переходном возрасте
Мышление младших школьников и подростков разительно отличается. Даже поверхностное наблюдение наглядно демонстрирует общеизвестную склонность подростка рассуждать и спорить. Этот образ мышления носит название рассуждающего.
Функция мышления в этом периоде жизни набирает максимальные обороты и играет значительную роль. Молодые люди буквально одолевают вопросами учителей, а придя домой, всеми силами стараются решать сложные задачи. Причем даже друзья в подростковом возрасте играют роль оппонентов для рассуждений и споров. Значительную часть этих споров занимает доказательство своих собственных умозаключений. Зачастую это скорее походит на спор ради спора.
В пубертатном периоде начинают активно развиваться абстрактные понятия для решения большого спектра задач. Встречаясь с новым заданием, дети стремятся найти различные его решения, сравнивая разумный смысл каждого из вариантов. Ищут возможные методы использования абстрактных правил. Они ведут беседы о будущем, рассуждают об идеалах, выдвигают оригинальные гипотезы. Формирующееся в этот промежуток жизни становление мировоззрения способствует прогрессирующему интеллектуальному развитию, приводящему к попыткам самоанализа и стремлению к самовоспитанию.
Начинает активно развиваться воображение. Совокупность воображения и интеллектуального мышления рождает стремление творить. Молодые люди нередко пишут стихи, увлекаются различными видами проектирования, начинают рисовать, конструировать и т.д. Фантазии детей этого возраста еще не так сильны, как у взрослого человека, однако гораздо шире воображения младшего школьника.
Самосознание
Раскрытие собственного внутреннего мира и самосознания — одно из важных психологических достижений юношеского возраста. Это счастливое и волнительное событие. «Внутреннее Я», отличающееся от «внешнего», влечет за собой много беспокойных, драматических моментов и переживаний. Порой, совместно с принятием своей непохожести на других детей, признанием собственной уникальности, подросток ощущает одиночество.
Очень значимой стороной жизни подростка становится его внешность. Пубертатный период накладывает отпечаток на присущие ребенку повадки, наружность, движения, у юношей ломается голос. Девочки приобретают привычку одеваться «как все», придирчиво сравнивают себя со сверстницами и моделями с журнальных картинок.
Внешность взрослеющего ребенка в ряде случаев становится причиной неприятностей и сопутствующих разногласий, поскольку взрослым не нравится то, что он надевает на себя, и стоимость вещей, требуемых любимым чадом. А тот стремится к уникализации своей личности, старается походить на ровесников. Его может вывести из равновесия даже отсутствие куртки «как у всех».
По мнению психологов, самооценка в основном играет роль психологической защиты. Желание быть хорошим в глазах окружающих зачастую заставляет молодого человека приукрашать свои положительные стороны и занижать недостатки. Самоуважение – вот наиважнейший компонент самосознания. Основная роль этого понятия заключается в принятии подростком себя, удовлетворенность во всем и совпадение своих Я – реального и идеального.
Высокая степень самоуважения не тождественна зазнайству или надменности. Подросток с высоким уровнем самоуважения уверен в себе, эффективен, не занимается самокопанием, не ищет в себе недостатки, а знает, что способен справиться с ними. Низкое самоуважение, наоборот, влечет за собой чувства неполноценности, закомплексованности, которые крайне негативно влияют на его эмоциональное состояние и социальную адаптацию.
Дети с заниженным самоуважением очень уязвимы, восприимчивы и чувствительны к любым факторам, задевающим их самооценку. Они мучительно и противоестественно реагируют на критические замечания и иронию, собственные недостатки и малейшие неудачи. Поэтому, как правило, такие дети застенчивы, склонны к уединению и самоизоляции, они оторваны от действительности и пребывают в собственном придуманном мире. Чем ниже уровень самоуважения подростка, тем очевиднее его страдание от ощущения одиночества.
Чувство зрелости
Развитие взрослости – это подготовка ребенка к жизни в обществе. Подросток усваивает общественные требования, предъявляемые к личности, действиям и поведению взрослых. Замечая перемены в своем физическом и половом развитии, ощущая свои новые возможности реализовывать общественно важные дела, молодой человек начинает понимать, что он уже не ребенок. У него возникает необычное чувство, когда он отрицает свою принадлежность к детям, стараясь выглядеть и считаться взрослым.
Он начинает подражать взрослым, желая походить как внешне, так и иметь те же навыки и привилегии, стремится перенять качества взрослого, нравственные убеждения, формирует чувство ответственности, заботы о других. Подросток лучше, чем младший школьник, понимает себя, может анализировать свои поступки, но пока еще не умеет предвидеть их последствий. Его поведение не так импульсивно, как у младшего школьника. Молодой человек уже может ставить перед собой цели, появляются первые жизненные планы (выбор будущей профессии).
Положение в семье и отношение с родителями
Отношения с родителями являются в пубертатный период молодых людей чуть ли самой серьезным испытанием для каждой из сторон. Обстановка внутри семьи оказывает преобладающее влияние на формирование личности взрослеющего ребенка. Даже воспитание, которое взрослые обеспечивали долгие годы, здесь уходит на второй план. От климата в семье, от ценностей, приоритетов и интересов, закладываемых родителями, зависит общесоциальные и духовное поведение подростка.
Зачастую избежать проблем и кризисов внутри семьи в этот непростой период взросления не удается. В каких же семьях растет трудный ребенок? Однозначно это неблагополучные семьи с ненормальными отношениями. Условия в указанных семьях антисоциальные: употребляющие алкоголь родители и брошенные на произвол судьбы дети.
Постоянная слежка, навязчивость и тотальный контроль каждого шага – тоже не самая благоприятная среда для взрослеющий детей, особенно в период непреодолимой жажды отделения от родителей. У молодых людей появляется недоверие и враждебность ко взрослым, что влечет появление натянутых отношений с ними.
Противостояние поколений появляется и в тех ситуациях, когда родители обеспечивают только материальный комфорт своему чаду, но пренебрегают его интересами, увлечениями, духовными потребностями. Если же родители интересуются жизнью ребенка, следят за его развитием, прислушиваются к его переживаниям, поддерживают и стараются помочь, дети растут дружелюбными, уступчивыми, вежливыми, они доверяют родителям и относятся к ним так же.
Если подросток понимает и чувствует родительскую любовь, внимание, поддержку и такт, а не навязчивость, то и непростой период становления пройдет у него, вероятнее всего, ровно и без особых проблем. И напротив, если молодой человек ощущает свою ненужность и заброшенность, то проявляется жестокость и агрессивность к окружающим.
Взрослые в семье должны понять, что дети хотят видеть в родителях верных и сильных друзей, которые придут на помощь в трудную минуту, уверенно решат их проблемы. Подросток далеко не всегда способен самостоятельно справиться с процессами самосознания и самоопределения, может появиться чувство безысходности, ему требуется ваша поддержка. Да и признаться в своей несостоятельности проще родителям, нежели сверстникам. Поэтому так необходимо наладить в семье атмосферу, позволяющую ему доверять вам.
Особенности поведения подростка
Основой характеристикой поведения подростков в период их взросления является нестабильность. Развивающееся чувство зрелости рождает тенденцию к независимости и свободе, он стремится больше общаться с друзьями, с противоположным полом, но находится под контролем и опекой родителей. Эти противоречия влекут за собой мощное внутриличностное противостояние, которое трансформирует послушного и ласкового ребенка в бунтаря.
Отождествление себя со взрослыми и отделение от родительской опеки являются признаком того, что подросток своевременно и правильно проходит все этапы своего развития. «Я лягу поздно» и «погуляю допоздна» — так он начинает нащупывает грань дозволенного, стремясь к большему. Таким способом он узнает, к чему готовы взрослые. Проявляется негативность и неуступчивость, игнорирование требований взрослых. Подобное вызывающее поведение на самом деле означает стремление самоутверждению.
Специалисты относят подростковый негативизм к одному из способов защиты нервной системы подростка от перестройки, происходящей с ним.
Желание обладать привилегиями взрослых заставляет молодых людей отстаивать свои права. Раздражительность, эмоциональность, юношеская гипертония, повышенная потливость – результаты гормональных скачков, присущих подростковому периоду.
Сверстники становятся в жизни подростков главными людьми, эталонами для подражания, лидеры компаний – авторитетами. Высшей целью становится завоевание признания и уважения среди ровесников. Подобными способами взрослеющий ребенок стремится стать частью общества.
Подростки начинают постигать социальные места мужчины или женщины, тянутся к другому полу, осваивают способы построения отношений. Они влюбляются, хотя с опаской относятся как взаимности, так и к возможности быть отвергнутыми, потому что не совсем понимают, что делать в обоих случаях. Первые чувства обычно очень экспансивны или отличаются стеснительностью и робостью. Скачки половых гормонов усиливают влечение.
Риск и вызывающее поведение — еще одна особенность взрослеющих детей. Это познание себя и проверка своих возможностей. Среди подростков о человеке обычно судят по внешности. Поэтому еще одной особенностью поведения молодых людей становится повышенное внимание к своему внешнему виду. Они начинают следить за модой, иначе одеваться, меняют прическу, макияж, придирчиво ищут в себе недостатки, поскольку от того, как они выглядят, зависит, примут ли их ровесники.
Общение подростков
Отождествление ребенка со взрослыми заставляет его осваивать новые форм коммуникации – отношений между мальчиками и девочками. Пробуждающееся стремление к противоположному полу выражается сначала в необычных формах. Мальчикам свойственны такие способы привлечения внимания к себе, как приставание, дерганье за косички. Девочки, как правило, игнорируют такие действия мальчиков.
Позднее их отношения становятся более сложными. Естественность в отношениях пропадает, демонстрируется безразличие либо в застенчивость, но им на смену приходит уже открытость и привязанность. Влюбленность может возникнуть при совместных прогулках, посещении секций, кино, музеев и т.д.
Привязанность между подростками может быть очень сильной, они придают ей глобальное значение. Тогда как отсутствие взаимности может стать настолько негативной эмоцией, что способно привести к попыткам суицида.
Необходимо одухотворять подростковые отношения, не принижать их значения. Первые чувства оказывают на юную душу такое мощное воздействие, что многие люди проносят эти воспоминания через всю жизнь.
Кстати, именно в этом периоде многие молодые люди начинают вести дневник, писать стихи, мечтать, надеяться и фантазировать.
Советы психолога для родителей и подростка
- Важно не пропустить первые признаки подросткового возраста и помнить, что интенсивность развития ребенка индивидуальна. Не нужно его подталкивать или, напротив, стремиться задержать в детстве;
- Необходимо с уважением и тактом относиться к его страхам и проблемам. Не спугните доверие ребенка к вам;
- Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить о любви, научитесь выражать свою любовь словами;
- Уважайте его личные границы. Не входите без стука и без разрешения в его комнату, не берите личные вещи, не подслушивайте разговоры;
- Не ограничивайте его самостоятельность. Предоставьте подростку самому выбрать себе друзей, приглашайте их к вам в гости, будьте с ними доброжелательны, и тогда вы точно будете знать, с кем он общается;
- Если вы хотите чего-то добиться от своего ребенка, сами делайте это: звоните домой, когда задерживаетесь, рассказывайте о том, куда и с кем ходите, как проводите время.
- Не давите, не применяйте силу, не принижайте его достоинства.
Идеальный вид семьи – партнерский. Именно такая связь между старшим и младшим поколениями наиболее благоприятна. Но никак не излишняя опека, навязчивый контроль, диктатура или совместное сосуществование.
Запомните, чтобы дети, особенно подростки, не отдалились, то главное, что необходимо сделать, это не отгораживать их от горестей и радостей вашей семьи, а делать их соучастниками ваших проблем, переживаний и приятных событий, терпеливо объясняя и советуясь с ними на равных. Не надо пугать, драматизировать, надо делиться опасениями, размышлениями, сомнениями. Совместно пережитые эмоции объединяют и укрепляют семью. Именно в таких семьях подростковый период проходит без конфликтов и трудностей, а ребенок вырастает счастливым человеком.
Полезная информация для родителей ☝