Гиперактивный ребенок – это чаще ошибки родителей, воплощенные в нем. Гиперактивность детей как таковая рассматривается в психологии в качестве отдельного синдрома. Это синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Он выражается как расстройство внимания, сочетающееся с гиперактивностью. Данное поведенческое расстройство – это устойчивая невнимательность, истерики, неправильно «реализуемая» энергия и не только. Синдром проявляется в неспособности концентрировать внимание, в повышенной активности и неуправляемой импульсивности.
Что это такое на самом деле СДВГ и можно ли бороться с ним, рассказываем в материале статьи. Также даем полезные советы родителям и педагогам.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – что это?
- Как устроен мозг при СДВГ
- Основные причины гиперактивности
- Дополнительные причины
- Общество
- Генетика
- Большая разница в возрасте родителей
- Окружающая среда
- Симптомы гиперактивности
- Ошибки родителей гиперактивных детей
- Гиперактивный ребенок: что делать и как вести себя родителям и педагогам?
- Советы родителям
- Советы педагогам
- Диагностика и лечение гиперактивности
- Часто задаваемые вопросы
- Заключение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – что это?
СДВГ, что уже было показано – это расстройство, при котором ребенка характеризуют такие качества:
- гиперактивность, повышенная возбудимость;
- постоянное нервное напряжение;
- высокая импульсивность, не всегда адекватное действительности поведение.
Практика работы врачей с такими детьми показывает, что «средний» ребенок с СДВГ рассеян, забывчив, неусидчив. У некоторых детей наблюдаются комплексы и психологические проблемы.
С неврологической точки зрения рассматриваемый синдром является хроническим и стойким. Способов излечения его неврологи не видят, хотя методы коррекции существуют. Внимания заслуживает тот факт, что почти треть от всех детей без дополнительных вмешательств «перерастают» синдром или же находят инструменты его «обуздания», приспособления к жизненным ситуациям.
Встречаться синдром может не только у детей, но и у взрослых. По разным оценкам, что следует отметить, расстройство характерно для 3-5% людей. Наиболее часто его диагностируют у мальчиков и мужчин. Симптомы и признаки проявления принято привязывать к критериям постановки диагноза, к методам исследования и конкретным половозрастным группам.
Есть и такая точка зрения, согласно которой распространенность СДВГ достигает 25-30% от всего населения Земли. Это не подтверждается практикой и данными в распоряжении психотерапевтов, психологов, неврологов и других специалистов.
Сложность синдрома сводится к тому, что некоторые его признаки проявляются хаотично и не являются постоянными. Речь о том, что ребенок с СДВГ может демонстрировать ненормальное поведение только в конкретных ситуациях, делать это время от времени.
Как устроен мозг при СДВГ
Есть мнение, что развитие синдрома у детей никак не связано с воспитанием. Согласно такой точке зрения, СДВГ – это врожденное состояние, обусловленное физиологическими особенностями функционирования мозга, требующими коррекции.
Говоря о приведенном мнении, следует понимать, что синдром не носит характера органической патологии. Дело не касается повреждения или гибели нейронов. Речь идет лишь об изменениях работы мозга, носящих функциональный характер. Пример – усиленная выработка нейромедиаторов дофамина и норадреналина. Нейромедиаторы – это биологически активные вещества, обеспечивающие передачу импульсов от нервных клеток к нейронам, к мышечной ткани.
Следует отметить, что любые проявления синдрома связаны с четырьмя областями мозга. Это:
- Префронтальная кора.
- Базальные ганглии.
- Лимбическая система.
- Ретикулярная формация.
При расстройстве в этих областях начинают «доминировать» нейроны, усиливающие выработку указанных веществ. Следствие – активация перечисленных областей и возникновение неспособности адекватно действительности реагировать на вещи, невозможности в полной мере контролировать двигательную активность и других характерных для синдрома признаков.
Основные причины гиперактивности
Было показано, что синдром гиперактивности и дефицита внимания одними учеными привязывается к родительским ошибкам, а другими нет. Мы рассмотрим все вероятные причины. И начнем именно с ошибок родителей при воспитании.
Вот 3 характерных примера:
- Насилие в семье. Оно может быть разнонаправленным, то есть выражаться в насилии отца по отношению к матери, в насилии матери по отношению к ребенку и не только. Все акты этого насилия вне зависимости от его формы приводят к тому, что у детей формируются психологические травмы, выступающие в роли «провокаторов» СДВГ.
- Алкоголизм родителей. Это еще одна причина, по которой у детей может развиваться синдром. Часто, кстати, именно алкоголизм провоцирует семейное насилие, поэтому налицо взаимосвязь данной причины с той, что была показана и описана в первом пункте. Иногда причиной расстройства является алкоголизм матери во время беременности.
- Завышенные требования родителей по отношению к ребенку или по отношению друг к другу. В результате постоянного давления, например, на ребенка в части того, что он «должен быть лучше», в ряду ситуаций можно «прийти» к формированию расстройства, о котором мы говорим. Это подтверждает практика детских психологов, выявляющих соответствующие проблемы в трех из десяти случаев. То есть 30% детей, к которым предъявляются ненормально завышенные требования, попадают в группу риска.
Вот дополнительные примеры:
- гиперопека;
- потворствующее воспитание.
Дополнительные причины
Есть несколько дополнительных и не менее «влиятельных» с точки зрения развития синдрома причин. Опишем их.
Общество
Жестокость к ребенку со стороны окружающих людей, не только родителей, может провоцировать проявление расстройства. Конкретный яркий пример – моральное унижение. Систематически сталкиваясь с ним, ребенок начинает вести себя не так, как нормально развивающиеся дети, не подвергающиеся актам унижения.
Генетика
Говоря о группе генетических причин, следует отметить в первую очередь такой фактор как наследственность. Нередко особенности, характерные для расстройства, обнаруживаются у кровных родственников ребенка.
Большая разница в возрасте родителей
Есть некоторые исследования, согласно которым большая разница в возрасте родителей приводит к повышению вероятности развития у ребенка СДВГ. Опасный союз в данном контексте – такой, при котором возраст матери – менее чем 19 лет, а отец «преодолел порог» в 39. Есть и такие исследования, в которых опасной считается разница не в 20, а в 30 лет.
Окружающая среда
Вирусы и инфекции, с которыми сталкивается беременная мать во время вынашивания плода, употребление ею алкоголя во время беременности – все это факторы, провоцирующие развитие СДВГ. Однако не всегда. Можно говорить о них как о факторах риска.
Непосредственно на ребенка во время его развития окружающая среда также влияет, порой сильно. Табачный дым, плохая экология, невозможность правильно питаться – все это дополнительные примеры факторов риска.
Можно говорить, таким образом, что однозначно привязать СДВГ к каким-то конкретным причинам сложно. Делать это в принципе нецелесообразно, потому что на работу мозга влияет слишком много факторов. Любой из представленных вносит свой вклад в патогенез рассматриваемого расстройства на разных уровнях.
Симптомы гиперактивности
Представленные далее симптомы основаны в первую очередь на диагностических критериях, которыми руководствуются специалисты во время постановки диагноза СДВГ. Вот общий перечень:
- нарушения сна;
- расстройства желудка;
- проблемы в обучении;
- частая смена настроения;
- неспособность концентрировать внимание;
- «искаженная» мимика, не являющаяся адекватной конкретным ситуациям;
- низкая или завышенная самооценка;
- проблемы в обучении и общении.
Ребенок с синдромом неспособен ждать чего-то, не умеет терпеть. Пример – разговор взрослых. Он всячески пытается вмешаться, перебивает, привлекает к себе внимание.
Основной признак расстройства – импульсивность на фоне нарушений внимания. Проявляется это в неспособности контролировать поведение в ответ на даже серьезные требования.
Вот классификация признаков по DSM-5 от 2013 года (система психологических расстройств, используемая в Соединенных Штатах как «книга» критериев для определения расстройства, о котором мы говорим):
- невнимательность;
- гиперактивность;
- импульсивность.
Это так называемая «триада СДВГ». Она посвящена и основным симптомам, и патологическим процессам, выражающим их.
В МКБ-10 синдром связывается с нарушениями активности и внимания. При этом специалисты, руководствующиеся данной классификацией, выявляют, согласно регламенту, критерии кинетического расстройства, но не критерии поведенческих расстройств.
В некоторых менее распространенных классификациях синдром связывают с нарушениями пищеварения и сна, однако они не всегда имеют место. Согласно практике врачей, только 4 из 10 детей сталкиваются с такими последствиями синдрома в сочетании с основными из «триады».
Опишем кратко 3 ключевых признака:
- Гиперактивность. Это неспособность ребенка долго сидеть на одном месте. Он нуждается в движении, подвижность необходима для него.
- Невнимательность. Это то же, что и отвлекаемость. Ребенок с расстройством не может концентрироваться на чем-то. Даже на важных вещах.
- Импульсивность. Здесь целесообразнее всего говорить о трудностях с доведением чего-то начатого до конца, с подчинением актов собственного поведения контекстам ситуаций.
СДВГ опасен для детей. Дело в том, что в случае с расстройством они могут страдать от задержек в развитии речи, умственных способностей. Это выливается в трудности с обучением, воспитанием. Нередко непредсказуемость поведения, сопровождающая синдром, делает детей с ним изгоями. Опасности добавляет и отсутствие естественного чувства страха на фоне неспособности контролировать поведение. По данной причине ребята с расстройством часто получают травмы.
Ошибки родителей гиперактивных детей
Мы уже говорили о том, какие ошибки допускают родители в воспитании детей. Однако данная группа ошибок не является единственной. Покажем и опишем более подробно некоторые из уже указанных ошибок, а также представим информацию о других. Выделим 5 наиболее значимых:
- Боязнь психиатров и психологов. В ситуациях, когда ребенок демонстрирует признаки синдрома, только такие врачи смогут чем-то помочь. Конкретный пример ошибки – решение пойти к неврологу. Тот сможет назначить только общую терапию, которая вряд ли поможет справиться с проявлениями СДВГ.
- Агрессия к ребенку. Не имеет значения, как она проявляется: в виде морального, психологического или физического насилия. В любом из случаев возникает вероятность негативных последствий для психики ребенка, для его развития.
- Стремление записать ребенка на множество кружков, секций. Некоторым родителям кажется, что гиперактивность «лечится» посещением множества секций и кружков. Это не так. Это лишь приводит к физическому и нервному истощению неокрепшего организма. Следствие – повышение вероятности проявления признаков СДВГ.
- Гиперопека. Всепоглощающий и всеобъемлющий контроль родителей, чрезмерная забота и прочие акты гиперопеки – то, что ребенок «впитывает» в форме тревожности. Последняя заставляет родителей вести себя с ребенком слишком заботливо, усваивается им и негативно влияет на психику, что может усиливать отдельные симптомы синдрома.
- Выбор модели воспитания, при которой ребенку позволено все. Это плохо, потому что такое воспитание развивает эгоцентризм, эгоизм и другие негативные качества. В ряду ситуаций это может увеличивать вероятность не всегда адекватного поведения, которое сопровождает СДВГ.
Гиперактивный ребенок: что делать и как вести себя родителям и педагогам?
Рассмотрим советы и рекомендации врачей, которые помогут разобраться, как лучше всего вести себя с ребенком с симптомами синдрома.
Советы родителям
Вот 5 простых советов:
- Уделяйте вашему ребенку достаточно внимания. Читайте сказки, разговаривайте по поводу чего-либо и без повода. Интересуйтесь жизнью чада.
- Работайте над своей мимикой и своими жестами во время общения с ребенком. Выражайтесь и выражайте свои эмоции так, чтоб он понимал их. Это поможет развить эмоциональную сферу чада.
- Объясняйте все требования. Мало сказать «помоги». Важно объяснить, почему это нужно сделать и какая от этого польза. Мало сказать «не кричи». Нужно показать, что крик – это не средство и не инструмент, что он ни к чему не приводит и только пугает окружающих людей.
- Отмечайте маленькие победы детей, поощряйте их. Если ребенок сделал что-то лучше, чем обычно, например, вел себя спокойно во время похода в магазин, поощрите это. Словами, сладким подарком, просмотром мультфильмов вместе – не имеет значения.
- Используйте наказания умеренно и только в случае реальной необходимости. В ином случае есть высокая вероятность, что контактировать с вами ребенок будет, переступая через себя.
Советы педагогам
Вот общие рекомендации для работы с детьми с СДВГ:
- не требуйте во время решения сложных задач слишком много. Откажитесь от частых замечаний;
- разбивайте сложные задачи на небольшие условные блоки. Это поможет детям быстрее и проще справляться с ними;
- постарайтесь посадить гиперактивного ребенка на одну из первых парт. Он должен находиться в поле вашего зрения;
- используйте гиперактивность и импульсивность как средства мотивации. Подумайте, как можно превратить решение задачи в соревнование;
- замечайте позитивные моменты и успехи;
- не кричите. Это может привести к сильной эмоциональной реакции.
Диагностика и лечение гиперактивности
Диагностические мероприятия должен проводить психиатр. Он будет задавать родителям и ребенку разные вопросы, касающиеся поведения, успеваемости. Может быть предложена специальная анкета для оценки отдельных сторон личности ребенка. Все диагностические мероприятия нацелены на оценку психического статуса маленького пациента.
Будут проверены такие моменты:
- ориентация в пространстве и времени;
- способность к концентрации внимания;
- способность аргументировать собственную точку зрения;
- качество памяти;
- способность делать выводы;
- коммуникативные способности.
Дополнительно могут быть назначены мероприятия, направленные на оценку неврологического статуса ребенка. Чуть реже, но все-таки назначают электроэнцефалограммы и МРТ.
После постановки диагноза врач назначит лечение. Оно будет включать:
- психотерапию. Она может быть индивидуальной или семейной;
- медикаментозную терапию. Врач назначит препараты, которые будут способствовать стабилизации работы мозга. Они помогут ребенку адаптироваться в разных ситуациях и легко переносить нагрузки.
Часто задаваемые вопросы
Далее представлены ответы на вопросы, связанные с рассмотренной нами темой.
Часто ли встречается СДВГ?
Чем опасна гиперактивность у детей?
Как успокоить гиперактивного ребенка перед сном?
Как понять гиперактивного ребенка в 2 года?
Что чувствуют люди с СДВГ?
Можно ли вылечить СДВГ у взрослого?
Может ли гиперактивность пройти сама?
Заключение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – достаточно распространенная проблема, с которой сталкивается, по разным оценкам, 3-10% всех детей. И хотя 3 из 10 таких ребят без усилий и корректирующих мероприятий «переживают» его, впоследствии не сталкиваются с трудностями, остальные 7 буквально страдают. СДВГ может перейти вместе с ребенком и в более поздние периоды жизни (подростковый возраст, взрослость).
Опасность расстройства у детей сводится к тому, что они сталкиваются с проблемами в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми. Виной всему «триада», о которой мы говорили: невнимательность; импульсивность; гиперактивность. Нередко на их фоне ребенок начинает страдать от бессонницы, «вредить» другим, демонстрировать другие негативные качества.
Расстройство связано с нарушениями функций отдельных областей мозга. По данной и другим причинам необходимыми являются своевременная диагностика и лечение.
Не закрывайте глаза на проблемы своих детей. Только вы можете помочь им справиться с расстройством.