Семья – первооснова любого общества, главный институт воспитания, в котором выстраивается самосознание ребенка, формируется личность, как результат любви, уважения, общения и заботы со стороны родителей. На основе этих принципов и ценностей складывается мотивация в поведении и первичная адаптация в социуме. К сожалению, не все так идеально происходит в нашей повседневной жизни, поэтому проблема сиротства в разные периоды непростой истории нашей страны стоит особо остро. По данным на начало 2021 года численность детей-сирот составила 406 тыс. человек. Существует проблема и ее необходимо решать, в том числе и путем замещающих семей. В нашей статье мы попытаемся дать ответы новым родителям на волнующие их вопросы, а также поделимся некоторыми советами от психологов по этой теме.
- Немного истории
- Ребенок, потерявший родителей
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Общие проблемы в психическом и физическом развитии
- Этапы адаптации ребёнка в новой семье
- Знакомство с новыми родителями
- Регрессия поведения
- Прогресс отношений
- Привыкание к новой семье
- Список трудностей, типичных для приёмных детей
- Риски при принятии ребенка в приемную семью
- Развивающая среда и направления воспитания в приёмной семье, в которой находится ребенок
- Советы психологов
- Чем мы можем помочь ребенку?
Немного истории
В различных источниках определение сиротства дается по-разному. Так само слово «сирота» в русском языке образуется от славянского «сиръ» и обозначает «безродный, одинокий». До 15 века слово «сироты» крестьяне использовали в качестве самоназвания.
До 10 века сиротство не имело возрастного разделения. Сиротами считали людей и «малых», и «старых», оказавшихся без опеки близких родственников. Поэтому понятие трактовалось шире и распределялось на другие проблемы жизнедеятельности. Постепенно общность формировала поддержку сирот в рамках родового или общинного пространства. Так между членами общин предполагался «дар» или «отдар» – переход вещей из собственности одного члена другому. Эта идея распространилась и на детей-сирот, которые принимались в качестве «дара» или «отдара», при этом они обязаны были хлопотать по хозяйству, почитать своих приобретенных родителей и далее похоронить в случае смерти.
Была и другая форма поддержки – общинная помощь, когда дите переходил из дома в дом на «кормление», либо той же общиной назначались общественные родители, которые брали таких детей на «прокорм».
Первоначальное упоминание в летописях относится к 879 году, где говорилось о том, что «опекун заботился только о воспитании и прокормлении сироты, охране его от обид и несправедливостей». При этом опекун не имел никаких имущественных обязанностей, был безотчетен, а имущество принадлежало всему роду. Опекавших называли «печальниками», им надлежало «печаловаться о детях». Этот период считается зарождением института замещающей семьи.
Далее в истории предпринимаются попытки общественного регулирования этой проблемы в рамках специализированных учреждений. Так в 11 веке известны училища для сирот, а в 16 веке – сиротские дома под управлением церковного патриаршего приказа. Однако эти усилия не носили системного характера и не могли повлиять на однозначное решение проблемы, чем объясняется высокий уровень детоубийств, особенно незаконнорождённых детей.
В 17-18 веках уже появляются специальные дома для безродных сирот, приюты и сиропитательницы, значительную роль в развитии которых, сыграли монастыри.
Во времена правления Петра I, дети-сироты воспитывались под присмотром общества, что было связано с его взглядами на обустройстве этой категории для нужд государства, в то числе пополнения армии. В этот период происходит уход от семейного жизнеустройства к государственной форме.
Во времена Екатерины II продолжилась традиция передачи больных и ослабленных детей на воспитание в деревни, монастыри, помещикам и в сельские общины, где сироты пребывали до 7 лет и отбывали в образовательные учреждения для обучения мастерству по половому признаку, девочки – в услужение, мальчики – в мастерские. Семьи, имевшие на попечении сирот, получали деньги одежду, обувку и содержание, согласно возрасту. Воспитательные дома присылали врача и надзирателя в такие семьи для оказания медицинской, образовательной и воспитательной помощи.
По распоряжению Екатерины II презираемые дети и сироты зачислялись навсегда в ведомство Воспитательного Дома. Однако такая форма призрения (присмотра) подвергалась частой критике из-за большого количества смертей сирот в таких приютах, поэтому в 1768 году вышло предписание императрицы об устройстве сирот в семьи крестьян. Для поддержания выделялась денежная помощь в размере 5 рублей на дошкольника и немного меньше на подростка. Именно в это время возникает такое понятие как «патронат» (патронаж), а данное предписание можно представить в виде «приемной семьи». Будучи объективными, все эти технологии и государственные эксперименты не были достаточно успешными, так как в крестьянских семьях сироты подвергались эксплуатации, частому насилию, а выделяемые пособия тратились не по назначению. В дальнейшем крестьянская «замещающая семья», во исполнении возложенных на нее обязанностей, жестко контролировалась государственным надзором, что не лучшим способом сказывалось на детях.
В 1811 году практика передачи из воспитательных домов в крестьянские семьи уже широко распространилась. А уже в 1828 году принимается запрет на открытие таких воспитательных домов в губерниях вследствие высокой смертности воспитанников, которая достигала 75%. Картина в этой сфере не менялась до революции 1917 года.
Таким образом, первые замещающие (приемные) семьи были организованы в середине 18 века вместе с государственными институтами присмотра и воспитания.
В годы Советской власти к проблеме детей-сирот относились серьезно и тщательно. Стоит только упомянуть, что в 20-е годы РСФСР занимало первое место в мире по числу патронируемых детей. Образованы различные государственные учреждения: детские дома, коммуны, городки, трудовые и детские лагеря. Организуются мероприятия по ликвидации безграмотности, борьба с преступностью среди несовершеннолетних, а также передача детей на воспитание в семьи трудящихся.
Особенно тяжелым временем стала Великая Отечественная война. Согласно статистике 20% среди беспризорных детей являлись реальными сиротами, потерявшими своих родителей в ходе оккупации и гибели на фронтах. В 1941-45 гг. усиливается роль приемных семей. В эти годы были переданы под опеку и на усыновление более 278 тыс. детей-сирот. Тем не менее в детских домах РСФСР еще оставалось около 400 тыс. детей, в СССР – 600 тыс.
В 1956 году выходит постановление о создании школ-интернатов из-за роста численности социальных сирот, так как проблемы послевоенного восстановления страны легли тяжелым бременем на плечи приемных родителей. Можно говорить о замещении роли приемных семей в решении воспитании сирот в сторону государственных образований, которое наблюдалось до 90-х годов.
В одной из таких школ-интернатов довелось поработать в качестве воспитателя несколько лет и мне – автору этой статьи.
Ребенок, потерявший родителей
В некоторых источниках это понятие характеризуется потребностью «жить в одиночестве», тогда как в других оно рассматривается социальным явлением, обусловленным присутствием в социуме детей, оказавшихся без родителей вследствие их смерти или лишения родительских прав по объективным причинам. К этой группе детей относятся и те, родители которых не проявляют заботы, хотя и не лишены прав.
Из этого следует, что сиротство – это социально направленное понятие, отображающее положение детей, лишенных семьи или не имеющих возможности оставаться в кругу своего семейного окружения в их собственных интересах. Поэтому такие дети имеют право на государственную опеку.
Государственная помощь для данной группы детей регламентируется федеральным законом № 159 от 21.12.1996 года (в ред. от 17.02.2021 г.), в котором четко определены категории сирот. В законодательные тонкости читатель может вникнуть самостоятельно, мы же кратко выделим согласно этому закону определение детей-сирот и приемной семьи.
Итак, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель являются детьми-сиротами, а лица, которые лишились попечения таковых из-за лишения родительских прав по ряду причин, описанных в законе, считаются детьми, оставшимися без попечения родителей.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст в психологии определяется как период с 3 до 7 лет. В этом возрасте происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми и окружающим миром. Многие психологи отмечают так называемый «кризис 3 лет», когда еще недавно покладистый малыш, начинает «проявлять характер» в виде мягкой раздражительности и нетерпимости к чрезмерной опеке взрослого, стремится добиться своих требований. В этот период со стороны родителей к ребенку должен поменяться прежний тип взаимоотношений в направлении придания большей самостоятельности в наполнении новым содержанием его деятельности.
Многие родители этот период могут определить самостоятельно, как только ребенок начинает с завидной частотой повторять выражение «я сам». Именно в этот момент у него появляются новые потребности в своей деятельности. Как раз в это время необходимо помочь ребенку заметить его рост и ощутить радость успеха в своих достижениях. Младшие дошкольники особенно нуждаются в материнской заботе в воспитательных целях.
Со временем, ближе к старшему дошкольному возрасту, ребенок крепнет физически, появляется потребность в движении. При ограничении двигательной активности он быстро перевозбуждается, начинает капризничать и становится непослушным. При игнорировании взрослыми его вопросов ввиду любознательности проявляется замкнутость, упрямство и негативизм. Другими словами, потребность в общении с родителями не реализовывается, что приводит к негативному поведению.
Родители своим поведением и примером показывают ребенку чуткое отношение к людям, побуждая его к тому же самому.
А теперь представьте, что ребенок лишается родителей и вместе с ними теряет и саму возможность всего перечисленного выше. В этот период происходит перераспределение ценностей между другими членами семьи или окружающими людьми. Именно в такие моменты и происходит надлом в психологическом и физическом состоянии в виду стремления семейной системы вернуть свое равновесие. Дошкольнику важно выражение своих переживаний – просто поплакать, показать свой гнев, вспомнить и рассказать историю или просто подержаться за руки.
Дети дошкольного возраста иногда воспринимают потерю близкого родителя как некий сон, от которого можно проснуться, так как еще не понимают значения слов «никогда больше не вернется». Какое-то время будет происходить поиск близкого человека, но, в конце концов, попытки закончатся, и ребенок смирится. В процессе преодоления этого состояния часто нарушается режим сна и питания, происходит расстройство кишечника и мочевого пузыря, появляются головные боли и сыпь. Также могут появиться страх темноты или отсутствия взрослого. Но бывает и отсутствие печали от потери близкого, в этом нет ничего необычного, потому что дети не могут испытывать длительные отрицательные эмоции.
Самая важная задача – принять и понять поведение ребенка в данной ситуации.
Младший школьный возраст
Современные временные рамки в психическом развитии младшего школьного возраста охватывает период с 7 до 9-11 лет. Младшие школьники в своем возрасте уже зачастую имеют представление о неизбежности и окончательности смерти. Дети наблюдают и пытаются осмыслить невозможность изменения основных жизненных обстоятельств. Однако еще не могут управлять ситуациями, которые способны вызвать тревогу и некоторую беспомощность. Другими словами, они понимают реальность смерти, но не могут представить, что их близкие могут умереть или исчезнуть из их жизни при определенных обстоятельствах. Поэтому дети этой возрастной группы нуждаются в простой и честной информации.
В 11-летнем возрасте у детей наблюдается фрагментарное поведение по отношению к потере родителей. Оно выражается в частом чередовании состояния грусти и развлечений, что является психологической защитой от состояния страданий и тревоги. Этот возраст иногда называют вершиной детства, именно в нем ребенку приходит понимание социального значения смерти и потери, а также их неотвратимости. Для того чтобы не потерять детскую веру в жизнь, ребенку необходимо разрешать задавать нужные вопросы и отвечать на них конкретной фактической информацией.
Подростковый возраст
Подростковый возраст заключен в рамки 11 – 16 лет и является переходным. В это время у детей происходит переход от детской модели поведения к взрослой. К 12-14 годам у большинства детей имеется довольно полное представление о смерти. Но зачастую утрата родителей в период переходного возраста – непростое время для переживания и преодоления потери близкого. Существуют специфические ситуации в преодолении горя у подростков, влияющие на их реакцию. Дело в том, что в подростковом возрасте дети могут переписать реальность смерти в своих грезах, тем самым заменяя или отодвигая горе на потом. Подростки в своем стремлении стать поскорее взрослыми могут скрывать свои чувства и это у них получается лучше, чем у детей младшего возраста, поэтому чувства, связанные с потерей родителей, могут быть похоронены заживо.
Способами вытеснения горя утраты могут быть спонтанные ночные прогулки по окрестностям города, проба наркотиков в качестве эксперимента, различные преступные действия и хулиганство, то есть проявление различных нарушений в поведении. Такое поведение называют девиантным. Но самым опасным в таком поведении – это повышение тревожности и появления чувство вины в утрате, которые могут привести к мысли о суициде. Суицидальные мысли являются неким катализатором саморазрушения, но иногда они служат способом соединиться с умершим родителем. В такие моменты любой раздражитель может послужить предлогом к действию.
Один из таких случаев произошел в школе-интернате, где автор статьи работал воспитателем. 13-летний мальчик недавно потерял мать, отца и других близких в семье не было. Попал в школу-интернат из детского дома, увлекался рисованием, вел себя очень скромно. В интернате помимо школьной программы существовало 23 дополнительных занятия и кружков разной направленности, от единоборств и верховой езды до лозоплетения. Штатный психолог проводил постоянные собеседования с целыми классами и непринужденные беседы с учениками в отдельности. В результате бесед с данным учеником выявила суицидальные наклонности, в беседах звучали постоянные фразы «лучше не жить, чем вот так». Двое воспитателей и медработник дежурили каждую ночь вместе с детьми. В результате обхода третьего этажа один из воспитателей обнаружил данного ученика около двух часов ночи в туалете с попыткой суицида (пытался повеситься на ремне). При последующей беседе с психологом, он объяснил попытку суицида отсутствием дверей в кабинках туалета. Впоследствии был под постоянным наблюдением воспитателей и психолога, занимался конным спортом и рисовал прекрасные картины, окончил школу и поступил в ВУЗ на архитектора.
Общие проблемы в психическом и физическом развитии
Для рассматриваемой категории детей характерно отставание в следующих областях психического развития:
- исследования показывают демонстрацию сиротами задержки в познавательных процессах. Дефицит общения со взрослыми, скудность и примитивность общения со сверстниками, а также ситуативные контакты с внешним миром не требует и не развивает активной речи у ребенка. Они больше ориентированы на выполнение команд или жестов взрослых воспитателей в домах ребенка для выполнения распоряжений, которыми и обусловлена их большая часть жизни в закрытом детском заведении. В дошкольном возрасте часто косноязычие, в описании содержания картины возникают затруднения. В памяти наблюдается опосредованное запоминание;
- в эмоциональной сфере жизнь без родителей накладывает свои отпечатки. При потребности в любви и внимании дети не умеют налаживать общение в новых знакомствах, избегая эмоционального контакта. Однако встречается и другой тип детей, которые проявляют некоторую «прилипчивость» к новому знакомому человеку, стараясь постоянно прикоснуться до него. Вскоре и к такому знакомству пропадает интерес, что говорит об отсутствии устойчивой привязанности. Двигательные навыки ниже, чем у сверстников из семьи, характерны малоподвижность, вялая мимика, неловкость в движениях;
- в самосознании происходит искажения из-за отсутствия игр и общения со взрослыми;
- общение со взрослыми протекает вяло, оживление при нечастых беседах проявляется редко, интерес в беседе быстро затухает при ослабевании активности взрослого;
- общение со своими сверстниками интерес в беседах обусловлен равными обедненными эмоциями. Как правило, общение у ребенка происходит с одной и той же группой детей, что говорит о «безусловной» принадлежности к этой группе. Ребенок не желает из-за отсутствия интереса найти другую группу сверстников для общения. В результате однобокого скудного общения формируется шаблонное мышление вместо творческого.
Обобщая вышеперечисленное, можно сделать вывод об особенностях психического развития детей-сирот: неуверенность в себе, негативизм, агрессивность, пассивность, недоверие к окружающим, страхи, несдержанность в эмоциях, неорганизованность. Все эти особенности в дальнейшем затрудняют адаптацию в приемной семье.
Этапы адаптации ребёнка в новой семье
Выделим следующие этапы адаптации приёмного ребенка:
Знакомство с новыми родителями
Самый сложный первый этап – знакомство. Родители присматриваются к ребенку, а он в свою очередь к ним. Все максимально уделяют время друг другу, разговаривают, проводят вместе время, стараясь для начала хотя бы подружиться. Базовая тревога, страх потерять друг друга делает участников процесса осторожными и внимательными. Однако рано или поздно наступает кризисный момент, когда дети начинают капризничать или отдаляться от родителей по разным причинам.
Регрессия поведения
Тогда наступает второй этап – регрессия. На первых парах ребенок прибывает в некой эйфории от новой жизни, но спустя некоторое время его психологические проблемы дают о себе знать. Если ребенок в прошлом находился в неблагополучной семье, где присутствовало, вероятнее всего у него сформировались психотравмы. Согласно исследованиям, дети, подвергшиеся насилию, в дальнейшем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки и склоны к суицидальным наклонностям. Вследствие этого дети-сироты теряют способность к адаптации в новой обстановке и получают повышенный уровень депрессии. Поэтому ребенку сложно приходится в новой семье, ведь он привык к одиночеству и отсутствию внимания, заботы, любви. Когда приемные родителя дарят подарки, играют с ним, ухаживают и развлекают, ребенок теряется в этой незнакомой ему атмосфере и может негативно начать реагировать, так как он переживает процесс ретравматизации, постоянно возвращаясь в одно и то же событие в прошлом.
Стоит отметить, что дети с психологическими сложностями ведут себя по-разному. Одни замыкаются в себе, не разговаривают и не идут на контакт, находятся постоянно в грустном и печальном эмоциональном состоянии, а другие наоборот ведут себя дерзко и агрессивно – не слушаются, бунтуют и грубо общаются со взрослыми. В такой ситуации приемным родителям важно обратиться к услугам детского психолога, начать прорабатывать проблемные участки и восстанавливать кирпичик за кирпичиком вместе с ребёнком важные периоды его жизни, которые он потерял, будучи сиротой. И только после общения с детским психологом ребёнок начнет понимать, что родители сильные и обязательно позаботятся о нём – он постепенно перестает тревожиться и чувствует защиту.
Прогресс отношений
После этого наступает третий этап – прогресс. Отношения налаживаются, приходит чувство гармонии, спокойствия и доверия. Ребенок перестает испытывать стресс, становится уверенным, открывает родителям секреты, делится желаниями и тянется за тактильными проявлениями любви. Он начинает называть новых родителей «мамой» и «папой», по-настоящему их таковыми воспринимать. Теперь слово «люблю» не кажется ему таким страшным и незнакомым, ведь он начинает испытывать сильные чувства к своим новоиспеченным родителям, при этом ощущая взаимность. На его лице появляется искренняя улыбка, а дом заполняется искрящимся детским смехом, что говорит о том, что ребенок чувствует себя счастливым.
Привыкание к новой семье
Тогда наступает заключительный четвертый этап – привыкание. Все члены семьи привыкают к определенным правилам и порядкам, которые сформировались в ходе совместной жизни с учетом особенностей каждого. Ребенок заводит друзей, ходит в детский сад или школу, помогает с уборкой по дому, создает родителям подарок своими руками на важный праздник. Ребенок становится единым целым с родителями, он спокойно и уверенно начинает смотреть в собственное будущее.
Список трудностей, типичных для приёмных детей
Опыт из практики психологов показывает, что из проблем, с которыми сталкиваются приемные родители можно выделить следующие:
- полное отсутствие или нехватка знаний об особенностях психологии детей-сирот;
- безрезультатные попытки родителей в воспитании приемного ребенка, полагаясь на свой личный положительный опыт в этом вопросе;
- проявление авторитарного способа воспитания и стремление достигнуть идеальных результатов;
- повышенные требования к себе и к приемному ребенку;
- упор родителей, направленный на исправление конкретного недостатка ребенка, выбор неправильного несущественного направления;
- занижение достоинств ребенка;
- неудачное и частое сравнение приемного со своими детьми или сверстниками;
- игнорирование маленьких достижений ребенка или запоздалые поощрения за достигнутые успехи;
- трудности, связанные с религиозными аспектами воспитания и особым взглядом на мировоззрение в целом.
Самая распространенная проблема – отсутствие опыта в воспитании своих детей и разочарование в принятии решения о воспитании приемного ребенка.
Риски при принятии ребенка в приемную семью
Прежде чем говорить о рисках, следует не забывать о мотивах принятого решения. Чем сильнее мотивация, тем меньше вероятность разочарования и отторжения идеи и желания принятия приемного ребенка в семью. Как правило, желание усыновить ребенка возникает у бездетных супругов.
Основными мотивами при этом являются:
- продолжение рода (воспитание детей – единственная возможностью создания семьи). Инициатором в данном вопросе обычно выступает супруга, вследствие выраженного материнского инстинкта. Факторами риска являются возможные разногласия супругов по этому вопросу, а при принятии ребенка в семью – разные взгляды на воспитание, предвзятое отношение к дальнейшему воспитанию. Ком проблем со временем нарастает и заканчивается принятием решения о возврате ребенка в интернат, либо распадом семьи;
- «смысл жизни» (придает осмысленность дальнейшего существования родителям). В данном мотиве существенно возрастает риск склонности к идеализации взятого на воспитание ребенка. Вслед за первой фазы адаптации (ознакомления дозволенного) у ребенка начинается переход ко второй фазе (регрессу). В этот момент и происходит разочарование у родителей, но есть и положительный момент – родители пытаются преодолеть эти трудности и объединяются в своих взглядах для решения вопроса.
- компенсация потери собственного ребенка. Одна из самых опасных мотиваций, которая может перерасти в отвержение ребенка из-за неоправданных ожиданий;
- стабилизация супружеских отношений (деструктивная причина в большинстве случаев). Труднопредсказуемый успех в данном вопросе, так как новый маленький член неустойчивой семьи может послужить катализатором еще более сложных отношений;
- поиск материальной выгоды в улучшении жилищных условий и различных пособий (безответственная и опасная мотивация, имеющая давние исторические корни). Думаю, что любой здравомыслящий человек и гражданин не пойдет на усыновление ради своей материальной выгоды, но увы, встречаются и такие случаи.
Развивающая среда и направления воспитания в приёмной семье, в которой находится ребенок
Следует выделить пять основных векторов:
- постоянное изменение окружающего мира (обстановка и принципы наполнение должны обновляться в зависимости от текущей потребности и возраста);
- общение (важно использовать любые мелочи в этом вопросе). Про общение и подачу ценной, точной и конкретной информации говорилось выше. Следует добавить, что даже правильная расстановка детской мебели играет роль для комфортного общения детей и взрослых, уравнивая позиции и помогая сблизиться;
- пространственное разнообразие (ребенок должен иметь возможность смены вида деятельности по своему настроению). Немаловажный принцип при смене детской активности на отдых. При наличии двух детей и более важно соблюдать легкодоступность к предметам игры, развлечений и учебы, чтобы исключить помеху друг другу;
- гендерный принцип (развивающая среда должна учитывать особенности детей в рамках пола ребенка). Часть материалов и предметов предназначается для того, чтобы мальчик составлял представление о мужественности, а девочка – о женственности;
- эстетика и порядок (дети воспринимают информацию визуально особо активно). Важно создать такое разнообразие среды, чтобы элементы гармонично сочетались и не нагружали ребенка. При этом важно учитывать и декор помещения, в котором проводит основное время дети.
Советы психологов
Эта тема довольно обширна. Вопросы возникают постоянно и зависят от текущей ситуации. Следует завести контакты с детским психологом и консультироваться непосредственно с ним. Это поможет избежать недопонимания и правильное диагностирование проблем в воспитании на всех фазах, поэтому мы ограничимся простыми вопросами.
Чем мы можем помочь ребенку?
При неприемлемом поведении, постарайтесь адекватно реагировать на это. Прислушайтесь к себе и подумайте, что беспокоит ребенка. Выясните причину, не давя на него. Придется догадываться, так как будет либо защита, либо сложность в объяснении причины ребенком. В такие моменты часто можно услышать ответ «отстань от меня».
Держите на контроле его поведение, но не наказывайте, а поддержите. Отвлекитесь от своих домашних дел. Неприемлемо оставлять ребенка одного ил полностью игнорировать его просьбы. Наказание «иди в угол» лишь притупляет негодование взрослого.
Любое наказание ребенка может привести к мыслям, что его отвергают. Важно донести, что вы понимаете его негативные чувства и эмоции, но при этом не потерпите плохого поведения в дальнейшем. В заключение хочется пожелать благоразумности, осмысленного принятия решения об усыновлении детей и терпимости к детям. Чужих детей не бывает!
Как же много в нашем мире несчастных, беззащитных детей. Эта статья была полезной для меня, так как я собираюсь усыновить ребёнка. Много лет живу с этой мыслью и верю, что скоро на одного счастливого малыша (а может быть и малышей) в мире станет больше. Знаю, будет тяжело, но я готова к таким трудностям. Люди! Кто хочет усыновить деток, если Вы сомневаетесь хоть на 1% прошу, откажитесь от этой мысли. Не ломайте и без того поломанную психику ребёнку. (Большой % в статистике кто сначала берёт ребёнка из детского дома, а через пару лет возвращают обратно) А если всё-таки решились, то идите до самого конца рука об руку. Всё можно исправить и агрессивное поведение, и восстановить психологическое здоровье, и психическое. Я надеюсь, я не зря проживу эту жизнь, если помогу детям обрести дом, семью, любовь, заботу и в целом достойную жизнь. Любите детей. Без взрослой помощи им не выжить в этом мире.