Синдром отличника у детей и взрослых: чем опасен и как бороться?

Психология личности

Синдром отличника, также называемый синдромом перфекциониста, может проявляться у детей и у взрослых. В психологии его связывают с состоянием стойкой убежденности человека в том, что несовершенные результаты чего-либо не являются результатами в принципе. Опасность этой убежденности сводится к нездоровому стремлению к соответствию надуманным «идеалам» даже тогда, когда по объективным причинам это не является возможным. В материале статьи представлены причины синдрома, его признаки, а также советы психологов на тему того, как бороться с указанной убежденностью.

Что такое синдром отличника?

Что такое синдром отличника?

Психологический термин «синдром отличника» изначально употреблялся только философами, например, Кантом и Лейбницем. В психологии он начал использоваться в 30-е годы XX века, когда представители психологического сообщества начали предпринимать попытки исследования перфекционизма. Следует рассматриваемый синдром не путать с перфекционизмом, хотя его и нередко называют синдромом перфекциониста. Отчасти это обусловлено некоторой тождественностью понятий «отличник» («отличница») и «перфекционист». Но только некоторой, частичной.

Есть мнение, согласно которому синдром отличника – это просто комплекс. Человеку с синдромом может быть важен не только факт получения им идеальных результатов. Его заботит и похвала, оценка окружающих. Он буквально стремится все делать на «отлично», хотя, что было показано, часто его идеалы и стандарты, установки являются надуманными, они не соответствуют действительности и реальным возможностям.

Любой человек, будь это ребенок или взрослый, сталкивающийся с проявлениями синдрома, всегда стремится к тому, чтобы получить высшую оценку, он зависим от восхищения. «Отличника» или «отличницу» интересует признание, им важно одерживать победы и не только. Даже профессиональную деятельность люди с синдромом рассматривают исключительно как соревнование.

Сталкивались ли вы ранее с синдромом?
Да, кажется, он есть у меня. Буду читать следующий раздел, посвященный признакам.
33.33%
Да, знаю таких людей. Они буквально зациклены на результатах и одобрении.
33.33%
Нет, не приходилось сталкиваться.
33.33%
Не могу ответить, потому что не до конца понимаю сути определения.
0%
Проголосовало: 3

Основные признаки

Признаки синдрома отличника

В общем случае или даже в среднем человек с синдромом отличника является организованным, однако не всегда уверенным в собственных действиях. Он боится ошибок, предъявляет к себе высокие требования, мыслит «идеальными категориями» и стремится соответствовать на 100 и даже 200% каким-либо стандартам (профессиональным, например).

Вот что еще характеризует людей, сталкивающихся с синдромом отличника:

  • гиперответственность. Ответственность – это всегда хорошо. Но только не в случае с приставкой «гипер». «Отличники» и «отличницы» постоянно стремятся отвечать не только за свои действия, но и за действия других людей. Они постоянно боятся кого-то подвести, в своем стремлении соответствовать ожиданиям заходят порой настолько далеко, что перестают различать грань того, где их условные полномочия кончаются. Иногда говорят, что «отличники» и «отличницы» несут всю тяжесть мира на своих плечах;
  • страх неудачи. Уже было упомянуто, что «отличники» и «отличницы» очень боятся допускать ошибки. Они в принципе не являются допустимыми для них. Любая промашка, даже самая незначительная, легко выбивает таких людей из колеи. В худшем случае отсутствие ожидаемых результатов или, например, личное несоответствие каким-то надуманным стандартам приводит их к крайней подавленности;
  • болезненное отношение к критике. Не всегда, но достаточно часто люди с синдромом отличника буквально не могут воспринимать критику. Особенно жесткую и агрессивную. Это отчасти обусловлено их боязнью допускать ошибки. Если критика основана на анализе и оценке действий «отличника» или «отличницы», они будут воспринимать ее крайне болезненно.

Синдром отличника в психологии рассматривается в тесной взаимосвязи с совокупностью установок в мыслях человека, что окружающий мир должен быть устроен «правильно». Именно по данной причине нередко понятия «перфекционизм» и «синдром отличника» употребляются в качестве тождественных. Но в психологическом сообществе господствует такая точка зрения, согласно которой употреблять их нужно обособленно и лишь изредка «смешивать», когда налицо признаки и того, и другого.

Замечали ли вы за собой признаки, о которых мы говорим?
Да, мне кажется, что все из них подходят для описания меня.
50%
Да, но только некоторые. Не считаю себя «отличником» («отличницей»).
0%
Нет, такие признаки я за собой не замечаю.
0%
Кажется, что иногда некоторые из них я наблюдаю за собой. Все дело в окружении и конкретной ситуации.
50%
Проголосовало: 4

Причины возникновения синдрома отличника

Причины синдрома отличника

Принято выделять следующие причины возникновения синдрома отличника:

  • недостаток внимания, любви и ласки, заботы со стороны окружающих. По данной причине «отличники» и начинают стремиться к достижению порой нереальных результатов. Так они привлекают к себе внимание, буквально компенсируют этим способом его недостаток или острый дефицит;
  • родительские ошибки. Родители, которые всерьез считают, что их ребенок должен отличаться от других силой, волей, интеллектом, результатами в учебе и не только, допускают серьезную ошибку. Воспитываемый в подобных условиях ребенок начинает думать только о том, что от него требуется, о том, что необходимо соответствовать требованиям сначала родителей, а потом и окружающих. Вся последующая жизнь ребенка, даже когда он станет взрослым, будет просто погоней за результатами без оглядки на собственные нужды и реальные возможности. Все дела, которыми будет заниматься «отличник», что уже было показано, будут для него просто соревнованием с другими людьми;
  • высокие амбиции. Амбиции – это хорошо. Но в меру. Нередко чрезмерно амбициозные «отличники» в своих соревновательных стремлениях готовы даже к тому, чтобы начать идти, как говорят, по головам;
  • заниженная самооценка. Часто стремление к соответствию стандартам, к достижению идеальных результатов, если оно носит систематический характер и возникает регулярно, приводит к формированию «полноценного» синдрома отличника;
  • наказания, укоры со стороны окружающих за нереализованные ожидания. Это о ситуации, например, когда на работе от человека постоянно требуют делать больше и лучше. Впоследствии он может начать демонстрировать устойчивое стремление к достижению идеальных и безупречных результатов во всем, всегда и везде.
Как вы считаете, какая причина больше других влияет на развитие синдрома?
Думаю, что это дефицит внимания.
33.33%
Мне кажется, что все дело в воспитании.
33.33%
Это точно амбициозность.
0%
Думаю, что дело в самооценке.
0%
Я считаю, что виной всему укоры.
0%
Мне кажется, что все они влияют достаточно сильно на развитие синдрома.
33.33%
Проголосовало: 3

Как проявляется данный синдром у детей и взрослых?

Отличники среди взрослых и детей - какие они?

Синдром или же комплекс отличника и у ребенка, и у взрослого проявляется в первую очередь в абсолютно (в худшем случае) или относительно (в лучшем случае) некорректной расстановке приоритетов.

При этом на первый план у «отличников» и «отличниц» выходят не реальные знания или навыки, не умения или личностные качества, а только положительные оценки со стороны окружающих. Поступки и мотивы при этом могут не быть адекватными действительности.

Вот простые примеры:

  • «я буду питаться правильно, чтобы добиться похвалы со стороны других, а не для того, чтобы мое тело было здоровым и не нуждалось в полезных веществах»;
  • «я поеду в отпуск и сниму номер в пятизвездочном отеле, чтобы показать знакомым, что могу, а не потому, что действительно хочу».

Покажем и на других примерах варианты проявления синдрома:

  • ожидание похвалы (за пятерку в школе, за перевыполнение плана на работе);
  • стремление соревноваться (учеба или работа, другие дела – это просто соревнование для «отличников» и «отличниц»);
  • стремление убирать с пути конкурентов (даже недобросовестными и «грязными» методами);
  • убежденность в том, что хороши на пути к цели все средства;
  • зависимость от оценочных суждений со стороны окружающих (люди с синдромом нуждаются в высоких оценках и в похвале, с трудом переживают критику).

Чем он опасен?

Для «отличников» и «отличниц» характерными «рисками» являются следующие:

  • высокое эмоциональное напряжение. Оно может выливаться в депрессии, общее моральное истощение, особенно при условии, что затраты ресурсов не «окупились»;
  • расстройство сна. Это следствие из предыдущего пункта. Не получая одобрения, например, человек с синдромом может начинать сильно переживать по данному поводу, вследствие чего и нарушается качество его сна;
  • развитие фобий и страхов. Фобии и страхи в данном случае могут быть самыми разными. Примеры: боязнь несоответствия, фобия отвержения;
  • нервные срывы. Нервный срыв, неврозы, постоянное беспокойство – все это характерно для «отличников» и «отличниц». И это влияет на их здоровье.

Говоря об опасности синдрома отличника, стоит отметить, что она сводится к высокому риску не только морального, эмоционального истощения, но и к риску для физического здоровья. Адекватными целям и задачам, стоящим перед «отличниками», прилагаемые ими усилия являются далеко не всегда. Ради заветной похвалы и положительных оценок люди с синдромом готовы не только идти по головам, но и исчерпывать собственные ресурсы до их условного дна.

Считаете ли вы опасным рассматриваемый синдром?
Да, он однозначно является опасным для человека.
0%
Нет, мне кажется, что ни о какой опасности говорить нельзя.
0%
Не знаю, потому что на деле не сталкивался (сталкивалась) с «отличниками».
33.33%
Мне кажется, что все зависит от выраженности признаков.
66.67%
Проголосовало: 3

Как помочь ребенку попрощаться с синдромом отличника?

Как помочь гиперответственному ребёнку?

Избавиться от комплекса – значит подойти к делу комплексно. Психологи отмечают, что детям бороться с синдромом проще, чем взрослым. Но без помощи взрослых им это может даться с трудом.

Вот 10 рекомендаций, которые помогут вам направить вашего ребенка на путь избавления от синдрома:

  1. Проработайте самооценку. Нередко дети, для которых характерны признаки синдрома, обладают заниженной самооценкой. Именно поэтому они и начинают стремиться к тому, чтобы отличиться. Ребенку нужно дать понять, что он может ошибаться, что это нормально. Он также должен понимать, что идеальных людей не существует.
  2. Расскажите о том, что чужие мнения – это просто мнения. Ребенок должен понять, что соответствовать требованиям, предъявляемым другими – не всегда хорошо.
  3. Проработайте расстановку приоритетов. Если ребенок выбирает что-то только потому, что хочет выделиться, а не потому, что это приносит ему удовольствие, дело плохо. Расскажите ему, что здоровый эгоизм – это порой очень хорошо.
  4. Расскажите ребенку, что сравнивать себя с «идеалами», особенно с надуманными – это плохо. Быть хорошим и выдающимся человеком, что должен осознать ребенок – не значит быть идеальным.
  5. Покажите ребенку, что любите его не за достижения, а просто так. Без причин. Это будет еще одним шагом на пути к тому, чтобы избавить его от синдрома.
  6. Покажите ребенку, что порой его усилия не являются адекватными целям и задачам. Расскажите ему о так называемом принципе 80/20 (20% усилий приводят к 80% результатов, а 80% усилий – к 20% результатов).
  7. Научите ребенка делать выводы. Покажите ему, что ошибка или неудача – это повод вынести для себя ценный урок из ситуации.
  8. Научите ребенка делать что-то, что ему нравится, для себя. Покажите, что делать что-то только ради похвалы – не всегда хорошо.
  9. Покажите ребенку, что любовь к процессу – это важно. Механические или машинальные действия ради высокой оценки должны восприниматься им как редкая необходимость, а не как то, что нужно делать постоянно без оглядки на собственную увлеченность. Расскажите, что процесс порой куда важнее результатов.
  10. Привейте ребенку способность доверять. Часто «отличники» и «отличницы» предпочитают все делать самостоятельно, даже то, что требует командной работы. Когда у них не получается, они расстраиваются. Поэтому ребенку с признаками синдрома нужно дать понять, что иногда для получения высоких результатов нужно уметь работать в команде.

«Отличники» среди старших – советы психологов

Далее представлено 10 рекомендаций, которые являются «зеркалом» для тех, что были приведены в предыдущем разделе. Чтобы не повторять одно и то же, в виде тезисов покажем основные моменты:

  1. Работайте над самооценкой.
  2. Не руководствуйтесь чужими мнениями.
  3. Научитесь грамотно ставить цели и задачи.
  4. Перестаньте сравнивать себя с другими людьми.
  5. Поймите, что близкие относятся к вам хорошо не из-за того, какие результаты вы демонстрируете в чем-то.
  6. Помните о принципе 80/20.
  7. Не бойтесь ошибок, выносите из них уроки.
  8. Делайте то, что делаете, для себя, а не для кого-то.
  9. Любите то, чем занимаетесь, а то, что не любите, бросайте.
  10. Доверяйте людям. Вместе мы можем больше, чем поодиночке.
Как вы считаете, можно ли самостоятельно избавиться от синдрома?
Да, я думаю, что это вполне возможно. Не всегда помощь врача будет единственным решением.
100%
Нет, мне кажется, что в любом из случаев необходимо вмешательство специалиста.
0%
Не могу сказать. Считаю, что все зависит от конкретной ситуации.
0%
Проголосовало: 3

Как избавиться от синдрома отличника

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на распространенные вопросы, связанные с темой статьи.

Какие есть сильные и слабые стороны «отличников»?

Как лечится синдром отличника?

Какие психологические синдромы портят нам жизнь?

Какие самые опасные психические заболевания?

Как узнать есть ли у человека психологические отклонения?

Синдром отличника

Заключение

Синдром отличника – опасное для людей состояние. «Отличники» и «отличницы», конечно, являются целеустремленными людьми, могут обладать массой других преимуществ, но на фоне показанных недостатков они почти, что меркнут.

Если у вас или ваших знакомых наблюдаются признаки синдрома, пожалуйста, не медлите с визитом к психологу и советуйте сделать это близким. Особенно важной и даже необходимой помощь специалиста становится в случае, когда самостоятельные попытки избавиться от синдрома не приводят к результатам.

Оцените статью
LifeLogy.ru - сайт о психологии
Добавить комментарий